В ежегодном цикле чтения Торы несколько недельных глав посвящены строительству и устройству Мишкана (Скинии). Мишкан по большому счету является прообразом Храма — самого святого и центрального места для евреев.
К сожалению, в сегодняшней повседневной жизни, пока Храм не отстроен, мы лишены возможности осуществлять храмовую службу. Однако изучение устройства Храма помогает понять и ощутить, какое влияние он оказывает на человека, и вынести соответствующие уроки.
Более того, наши мудрецы говорят, что устройство Храма соответствует устройству души каждого человека.
По большому счету, общая структура Мишкана и Храма включает в себя три основные зоны, которые отличаются как функционально, так и по действующим в них законам. Первая из них — это Азара, туда имели доступ не только священнослужители — коаним, но и простые евреи. Следующая — это Эйхаль, в котором непосредственно совершалась служба, там находилась основные «принадлежности» Храма: Менора, мизбэах (жертвенник) и шулхан (стол для хлебных приношений). Туда могли входить только священнослужители. И последняя, самая сокровенная область — Кодеш а-кодашим (Святая святых), куда мог заходить только Первосвященник — Коэн Гадоль — и только в самый святой день — Йом-Кипур.
В чем же устройство Храма подобно устройству человеческой души? Говорят наши мудрецы, что и в жизни человека должно быть похожее разделение «сфер». Есть сфера Азара — это та часть нашей личности, которую могут видеть многие, которая доступна окружающим. Это сфера, где мы общаемся с друзьями, знакомыми, сотрудниками по работе и просто незнакомыми людьми.
Следующая сфера — это Эйхаль, туда имеют доступ только родные люди и близкие друзья. Только с ними человек разделяет свои настоящие ценности и сокровенные мысли.
И, конечно же, у каждого из нас есть свой личный Кодеш а-кодашим — это самое сокровенное место нашей души. Это место для самых святых и особенных моментов нашей жизни. Оно «зарезервировано» только для нас самих, там мы проводим самоанализ и духовную работу, часть которой является для нас обязательной в Йом-Кипур (День Искупления).
Одной из тревожных тенденций современного общества и культуры социальных сетей является путаница, а иногда и искажение уникальных функций этих различных пространств. То, что раньше считалось личным и сокровенным, к сожалению, слишком часто становится достоянием общества. Мысли, чувства и переживания, которые были зарезервированы для самых близких друзей и членов семьи, без ограничения выплескиваются в общественное владение и становятся достоянием совершенно незнакомых людей.
Даже самые сокровенные моменты жизни — предложение жениха невесте, рождение ребенка, годовщина свадьбы или просто вечер в кругу семьи — теперь должны широко «освещаться» в соц. сетях и выставляться напоказ. Если раньше человек мог по-своему, индивидуально выразить свои чувства и мысли, то сегодня он должен делать это в соответствии со стилем и правилами соц. сетей. Получается, что теперь он как бы живет «чужой» жизнью, не имея возможности для самовыражения. Такое социальное давление и желание постоянно находиться на виду в конечном счете пагубно влияет на личность человека, стирая даже границы самой Святая святых.
К сожалению, с развитием виртуальной сферы вообще и соц. сетей в частности разрушение культурных барьеров и стен, разделяющих и определяющих различные сферы нашей личности, будет только усиливаться. Сегодня нам известно, какое пагубное влияние оно может оказывать на наши отношения с близкими и даже на формирование нашей собственной личности.
Поэтому наша задача — постараться спасти то, что еще возможно. Это можно сделать, если сумеем что-то внутренне постичь на примере устройства Храма и приложим усилия, чтобы установить правильные границы в нашей жизни между Азара, Эйхаль и Святая Святых.
рав Яков Шуб, https://toldot.com/