В соответствии с п.1 ст.1149 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к числу лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве, относятся несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособный супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию в порядке, установленном ст. 1148 ГК РФ. Установленный в законе перечень лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве (обязательных наследников), является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется из оставшейся незавещанной части имущества. При этом законодатель отдает приоритет удовлетворению интересов именно наследников, имеющих право на обязательную долю. То обстоятельство, что при этом могут быть уменьшены права других наследников по закону на соответствующую часть имущества, не имеет значения. Более того, при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю для выдачи последней может быть использована и та часть имущества, которая завещана (п. 2 ст. 1149 ГК РФ).
По ранее действовавшему ГК РСФСР 1964 г. обязательная доля составляла две трети, ее уменьшение в действующем законодательстве до ½ направлено на то, чтобы реализация обязательного права в наименьшей степени противоречила принципу свободы завещания.
В п. 4 ст. 1149 ГК РФ содержится норма, позволяющая при наличии определенных обстоятельств не только уменьшить размер обязательной доли, но и лишить ее получения. Решить вопрос об уменьшении обязательной доли или об отказе в ее присуждении суд вправе при одновременном наличии двух условий. Во-первых, если по наследству передается имущество, предназначенное для проживания (дом, квартира, иное жилое помещение, дача и т.п.) или предназначенное для использования в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская и т.п.). И, во-вторых, если при жизни наследодателя наследник по завещанию пользовался этим имуществом для проживания или в качестве основного источника получения средств к существованию, а наследник, имеющий право на обязательную долю, не пользовался. При этом суд должен принять во внимание имущественное положение наследников, имеющих право на обязательную долю, что, на наш взгляд, весьма важно, поскольку сам по себе факт нетрудоспособности лица, претендующего на обязательную долю, еще не свидетельствует о его истинном имущественном положении, то есть одного формального основания права на обязательную долю недостаточно для реализации этого права. Таким образом, на смену императиву, при котором право на обязательную долю являлось безусловным, исключительным правом, пришло осмысленное применение правила об обязательной доле, основанное на необходимости соблюдения баланса интересов обязательных наследников и наследников по завещанию.
При удостоверении завещания нотариус обязан разъяснить завещателю соответствующие положения закона. Однако функции нотариуса ограничиваются лишь разъяснениями нормы права. По требованию завещателя в завещание может быть включен пункт о лишении им наследства кого-либо из наследников по закону, в том числе и имеющих право на обязательную долю. Запретить завещателю совершить такое завещание нотариус не вправе, а наличие такого условия в нем не влечет недействительность завещания.
На практике иногда встречаются завещания, в которых указанное положение закона завещателю не было разъяснено. Несмотря на то, что в данном случае нарушены требования п. 6 ст. 1125 ГК РФ, ничтожности завещания данное нарушение повлечь не может. Можно сделать лишь предположение об оспоримости такого завещания в зависимости от остальных его условий. Правила закона об обязательной доле существуют объективно и независимо от воли завещателя. Если незнание им указанных правил не отразилось на существе его волеизъявления в отношении завещанного имущества, признать такое завещание недействительным нет оснований.