Когда речь заходит о творчестве Вермеера (1632 - 1675 гг.) первым делом в голову приходит Девушка с жемчужной сережкой. Вот эта:
Между тем, таких девушек было две.
И вторая (которая в заглавии статьи), мне нравится больше.
Почему?
Потому что показать привлекательным красивое сравнительно не сложно. Достаточно лишь верно изобразить черты лица.
А вот показать привлекательность некрасивого, даже, пожалуй, ущербного - вот здесь и надо быть настоящим мастером.
И Вермееру эта задача удалась.
Некрасивая девушка - полуребенок, с плоским лицом и слишком широко расставленными глазами светится такой внутренней душевной красотой, в ней столько наивности, чистоты и доверчивости, что ее портрет по мастерству, на мой взгляд, превосходит широко разрекламированный портрет красавицы.
Что это за портреты и портреты ли они - не известно.
Есть версия, что раз девушка на заглавном портрете некрасива - портрет был сделан или на заказ, или это портрет кого-то близкого - например, дочери художника.
Есть версия, что обе картины, героини которых схожи позами, фоном, одеждой и даже наличием той самой сережки - и не портреты вовсе, а троуни - распространенный в то время в Голландии вид изображений человека с необычным выражением лица или в необычном костюме.
Я писала о них:
Вообще, в том, что касается творчестве Вермера - вопросов больше, чем ответов. Художник вел замкнутый мещанский образ жизни, был не сильно известен при жизни в силу ряда обстоятельств (почти все его картины скупал для себя один почитатель), был открыт заново в конце 19 века, и с тех пор количество работ, которые признаны вермееровскими только сокращается. Если в 19 веке ему приписывалось более 70 известных на тот момент работ, то сегодня их осталось только 34.
Ну и под конец, покажу вам еще одну аналогичную девушку:
Это, так называемая Улыбающаяся девушка.
Надо сказать, что все названия картин Вермеера условны. Они даются исследователями или коллекционерами. Сам автор свои работы никак не подписывал и не обозначал.
Так вот. Улыбающаяся девушка раньше считалась картиной Вермеера. И в этом качестве была куплена и передана в музей знаменитым американским коллекционером.
Но потом выяснилось, что в Европе, на момент приобретения картины коллекционером (30 годы 20 века) орудовали фальсификаторы. И данная картина с тех пор находится под сомнением. С одной стороны - это может быть Вермеер, а с другой - есть целый список художников-фальсификаторов, которые тоже могли быть ее авторами.
Об одном из них, случайно попавшемся, я писала:
В принципе, ничего не мешает всем трем представленным картинам быть как подлинниками так и подделками. К сожалению, подделки это вполне древний и очень успешный бизнес.
Ну а мы - просто смотрим и наслаждаемся. В любом случае картины были написаны отличными мастерами.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.