Введение
Современные технологии развиваются безостановочно и с огромным темпом, также это коснулось и спортивной индустрии. Появляются различные нововведения, к примеру, системы принятия решений, носимые устройства и новые виды тренировок как для обычных людей, так и для спортсменов.
Цель: Изучить влияние современных технологий в спортивной индустрии и выявить наиболее влиятельные на данную сферу.
Задачи:
1. Построить таблицу индекса значимости
2. Сравнить технологии
3. Описать работу технологий и выявить их значимость
4. Выявить значимость современных технологий на спортивную индустрию в целом
1. Сравнение технологий
Инновации проявляются во всех сегментах спортивной индустрии- от подготовки и выступления спортсменов до проведения и трансляций соревнований, создания всестороннего цифрового опыта болельщиков - как на стадионе, так и у экранов телевизоров. Ниже приведены наиболее значимые технологии в современной индустрии спорта, определенные в результате анализа более 4,7 млн материалов, отражающих актуальную мировую повестку.
Таблица 1.
Топ-15 технологий в спортивной индустрии по итогам 2020 года.
Индекс значимости технологии показывает ее относительную встречаемость в массиве источников за 2020 г., где 1 соответствует максимальному числу упоминаний. При расчете учитываются частота встречаемости термина, его специфичность и векторная центральность. Частота встречаемости сама по себе недостаточна для отражения реальной актуальности термина; важно, чтобы он обозначал конкретное научно-технологическое направление и не был слишком общим (эту задачу решает показатель специфичности), а векторная центральность отражает степень его связи с другими направлениями научного поиска.[1]
1.2. Развитие рынка спортивных технологий
Рынок спортивных технологий достигнет $42 млрд к 2026 г., ведущие спортивные клубы реализуют стратегии цифровой трансформации, спортивные федерации сотрудничают с
научными центрами в области развития спортивной медицины и нейротехнологий, на стыке спорта и развлечений сформировалось новое и весьма широкое направление sportainment. [1]
1.3. Что относится к спортивным технологиям, а что нет
Отрасль в целом неоднородна и слабо очерчена. Например, к ней может относиться разработка носимых датчиков для футболистов и единоборцев, трекинговые приложения для бегунов, технологии для умных стадионов, аналитические инструменты, спортивная медицина и реабилитация. Причём как продукты для ширнармасс, так и сложные В2В-платформы, системы и решения.
Так как российский рынок небольшой, к спорттеху у нас причисляют и фитнес-технологии, которые во всём остальном мире - совершенно отдельная индустрия.
Особняком стоят гаджеты для сбора данных и сервисы статистики- различные фитнес-приложения, трекинговые устройства, датчики и сенсоры используются практически во всех видах спорта. Вместе с hardware в нашу жизнь вошла и Big Data, с помощью которой собирают и обрабатывают данные с этих устройств: активность, температуру, передвижение, взаимодействие с мячом, партнёрами и соперниками. Всё это синхронизируется и поступает в тренерский штаб.
Например, для футбола есть российский статистический инструмент InStat. Им пользуются ведущие клубы мира. Он собирает данные по командам и игрокам. У всех команд РПЛ и даже Первой лиги обязательно есть платный доступ к этой системе. Но лишь небольшой процент команд реально ей пользуются.
Тренерскому штабу, состоящему из обычных людей, а не из дата-инженеров, довольно сложно эти данные анализировать и интерпретировать. А это важно для принятия управленческих решений: какого игрока куда ставить, как изменить неэффективную тактику.
Хотя на рынке есть серьёзные участники, в том числе российские, которые занимаются этим профессионально: подмечают, как футболист пробежал по бровке, подсчитывают, сколько передач он отдал.
Перед многими клубами сейчас стоит вопрос о создании собственной закрытой экосистемы сбора данных с носимых устройств и видеоданных, чтобы анализировать показатели спортсмена с самого старта карьеры. Всё это будет аккумулироваться в единые системы конкретного клуба либо академии. Спустя несколько лет на каждого профессионального спортсмена должны быть собраны данные с самого детства.
В России развитие футбольной Big Data началось несколько лет назад. Накоплено слишком мало данных, чтобы их можно было как-то серьёзно анализировать. А ведущие клубы Европы занялись этим десять лет назад. Но в целом весь мир ещё только разбирается, как работать с Big Data в спорте. На результаты и индустрию они влияют пока мало, потому что цифровая трансформация многих видов ещё не завершена.
Многие спортсмены и тренеры уже пришли к выводу, что именно технологии и умные устройства могут дать прямую наводку, подсказать, где искать потенциальные точки роста, а где есть провисание. Это применимо и в плавании, и в беге, и в футболе.
В индивидуальных видах работа с данными проще: датчики носимых устройств, умные костюмы и другие устройства сообщают спортсмену, какие движения неверны, где он недорабатывает. Такие рекомендации помогают быстрее расти и добиваться желаемых результатов.
Важная часть спорттеха - вовлечение болельщиков, спонсоров, букмекеров, которые влияют на развитие индустрии в целом. Например, букмекеры конкурируют друг с другом, собирают огромное количество данных, анализируют поведение болельщиков, поэтому вынуждены быть технологичными. У них просто нет другого выбора.
Букмекеры и спонсоры толкают вперёд всю индустрию. Они стараются вкладывать деньги с умом, знать свою аудиторию, понимать, что ей нужно. Именно благодаря им спорт становится энтертейнментом.
Чем больше у вида спорта развлекательных функций, различных опций для болельщика на стадионе, тем больше выигрывает отрасль. Появляется больше денег, людей, эмоций, вовлечения. Спортивная Big Data - это не только данные, как спортсмен бегает с мячом или едет на велосипеде. Прежде всего это информация про аудиторию. [1]
1.4. Используемые технологии
Тренерские штабы приняли на вооружение системы поддержки принятия решений (№ 1) на основе технологий искусственного интеллекта (ИИ), позволяющие анализировать многочисленные выступления команд и показатели отдельных спортсменов, вырабатывать оптимальные стратегии тренировок и корректировать тактические действия в режиме реального времени. В футболе, хоккее, баскетболе и других игровых видах спорта скаутинговые службы используют ИИ для поиска новых талантов и справедливой оценки их трансферной стоимости.
В условиях, когда в спорт пришли большие спонсорские деньги, зарплаты ведущих спортсменов исчисляются десятками миллионов долларов, а нагрузки на их организм постоянно растут, особую значимость приобретают методы предотвращения и восстановления после травм с применением технологий анализа спортивных показателей в режиме реального времени (№ 4). Медицинские службы команд анализируют уровень подготовки спортсменов на основании массивов данных, получаемых с носимых устройств (№ 8) и «умной» экипировки. Например, форма из материала eTextile обеспечивает передачу информации о состоянии мышечных волокон, частоте сердечных сокращений и интенсивности движений атлетов. Большие данные служат для углубленного анализа текущих функциональных характеристик, производительности, выносливости и техники спортсмена, позволяют сформировать индивидуальные планы тренировок, выявить ранние тревожные сигналы, а при повреждениях - отслеживать восстановление от мышечных и костных травм и оптимизировать планы реабилитации.
Сенсоры (№ 11), встроенные в футбольные мячи и теннисные ракетки, позволяют тренерам и медикам анализировать технику ударов и совершенствовать отдельные аспекты игры. Биометрические сенсоры применяются в экипировке гонщиков «Формулы-1»: данные об уровне кислорода в их крови используют при оказании экстренной помощи и эвакуации в случае аварий. [2]
1.5. Дополненная и виртуальная реальности
Расширяющие возможности планирования и проведения тренировок технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) (№№ 3, 6) стали еще одним инструментом поддержания функционального состояния спортсменов в течение всего соревновательного сезона. Благодаря иммерсивным технологиям атлеты могут отрабатывать тактические схемы, минимизируя продолжительные физические нагрузки и риски повреждений, а с помощью когнитивных тренировок (№ 15) - восстанавливаться после ментальных и эмоциональных травм.
К наиболее прорывным технологиям в сфере спорта относится редактирование генома (№ 9). Разработки в данном направлении делают возможным изменение отдельных биологических признаков или генетическое улучшение для повышения выносливости, скорости, развития мышечной массы и, в будущем, создания суператлетов. В противовес так называемому генному допингу (WADA его определяет как «использование нуклеиновых кислот или их аналогов, которые могут с помощью любого механизма изменять последовательности генома и/или экспрессию генов» для повышения спортивных результатов) развиваются технологии тестирования и допинг-контроля. [2]
1.6. Влияние пандемии и ИИ
Пандемия COVID-19 спровоцировала небывалый рост инновационной активности спортивных клубов и федераций, которые столкнулись с пустыми трибунами и необходимостью монетизировать лояльность болельщиков на расстоянии. Самыми быстрорастущими технологическими направлениями в 2020–2021 гг. стали новейшие технологии показа спортивных соревнований на основе технологий 5G (№ 2) для создания ощущений полного присутствия и вовлечения болельщиков.
Спортивные фанаты, как и кинолюбители, хотят смотреть любимые соревнования в любом месте и в любое время. В топ-15 популярных технологий вошли сервисы потокового медиа ОТТ (№ 12), обеспечивающие дополнительно к прямой интернет-трансляции спортивных событий ряд интерактивных опций. Зрители становятся полноценными участниками спортивных состязаний: могут соревноваться за призы, предсказывать результаты, делать ставки в режиме реального времени, устраивать совместные просмотры с другими болельщиками.
ИИ-технологии, позволяя транслировать объемные видео в реальном времени, помогают болельщикам создавать цифровой опыт просмотра спортивных соревнований, ощущать себя на стадионе, а также персонализировать контент (№ 5), в частности, зрители могут выбирать статистику и аналитику, сопровождающую просмотр. Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) открывают новые возможности как при посещении стадиона (3D-проекции и голографические повторы прямо на поле, виртуальные туры по стадиону), так и дома перед монитором или телевизором (просмотр VR-трансляций). Технологии геймификации (№ 10) и виртуальные спортивные лиги развиваются как ключевой канал маркетинга и вовлечения болельщиков.
В условиях снижения доходов от продажи билетов и сопутствующих услуг, а также неравномерного распределения средств от продажи прав на трансляцию мероприятий растет потребность спортивных клубов в повышении эффективности маркетинговых кампаний, привлечении новых болельщиков и спонсоров. Интеллектуальная сегментация (№ 13) с помощью технологий цифровых профилей позволяет персонализировать маркетинговые предложения и программы лояльности, снизить стоимость привлечения новых болельщиков, повысить процент удержания и пожизненную ценность клиентов.
С постепенным смягчением ограничений на проведение спортивных мероприятий болельщики вновь заполнят спортивные арены. Автоматически создавать персонализированный контент на всем пути любителей спорта от подхода к стадиону до своего места на трибуне позволяют современные «умные» стадионы. Они представляют собой цифровые платформы, которые улучшают уникальный опыт посещения соревнований за счет глубокого понимания моделей поведения болельщиков (на основе технологий искусственного интеллекта), использования на стадионах новых систем связи и блокчейн-платформ для организации и управления спортивными мероприятиями (№ 7). Такие технологии оптимизации потоков болельщиков, как цифровые билеты (№ 14), автоматизированный доступ на стадион, RFID-метки и персонализированные сообщения на основе геолокации, были апробированы этим летом на Чемпионате Европы по футболу в 11 городах континента, включая Санкт-Петербург. [1]
7. Оцифровка тренировки спортсменов
Спортсмены-любители пользуются трекерами, пульсометрами, приложениями для составления тренировок и подсчёта калорий, о которых профессиональные спортсмены несколько лет назад могли только мечтать.
В профессиональном спорте «оцифровка» тренировок находится на более высоком уровне.
Во-первых, сами игроки следят за своим здоровьем и питанием.
Во-вторых, различные технологии используют их тренеры. Профессионалы применяют в работе более продвинутые датчики, которые позволяют командам вывести анализ производительности на новый уровень.
Эти системы:
· Оптимизируют производительность - отслеживают развитие игрока, управляя нагрузками;
· Снижают риск травм - дают знать когда можно продолжить давить, а когда отступить.
· Поддерживают возвращение в игру - даёт вам полный контроль над процессом реабилитации.
Например, серия Catapult. Catapult One измеряет основные показатели, которые повышают производительность, снижают риск травм и развивают командное взаимодействие.
Рис. 1
Catapult ClearSky - это ведущее решение LPS (Системы локального позиционирования), которое обеспечивает передачу данных высокого качества в любых помещениях и на открытом воздухе.
Рис. 2
Catapult Vector - решение для мониторинга элитных спортсменов, сочетающее передовые технологии LPS.
8.Нейросети в спорте
Большую пользу нейросети оказывают в отслеживании состояния здоровья. Спортивные клубы используют программы мониторинга спортсменов. В неё ежедневно заносятся данные о нагрузках на тренировках, ответы игроков на вопросы о самочувствии. Врачи записывают медикаменты, которые спортсмены принимают.
Учёт этой информации помогает отслеживать состояние здоровья спортсмена и то, как сильно он устал в реальном времени. «Имея такую информацию, тренеры могут более точно выстраивать тренировочный процесс, регулировать нагрузки», - утверждает тренер по физподготовке ПБК ЦСКА Павел Герасимов.
Среди примеров таких решений - приложение UPT. Его разработчики позиционируют свой продукт как «персонального тренера на базе искусственного интеллекта». [4]
Рис. 4
9.Технологии виртуальной реальности
Возможности VR и AR на данный период времени довольно ограничены. Многие страны и команды экспериментируют с данной технологией, отрабатывают определённые упражнения с помощью неё (в основном — штрафные броски).
Сейчас эта технология больше применяется в индустрии развлечений, поэтому до широкого применения в спорте ей ещё далеко. Павел Герасимов убеждён - «Всё, что служит прогрессу атлета тренеры безусловно будут использовать».
Рис. 5
10. Умная капа против смерти
В июле 2019 года разыгралась драма - после кровавого боя в Америке умер российский боксер Максим Дадашев, который за 11 раундов пропустил 319 ударов; на 12 раунде, последнем в его жизни, тренер выбросил полотенце. Самостоятельно покинуть ринг Максим не смог. Тем же летом скончался пуэрториканец Уго Сантильян, а всего с 1890 по 2011 год от травм погибло 1865 боксеров, и по данным Калифорнийского университета, в 80% случаев смерть наступала после нокаута или технического нокаута.
Подобные травмы случаются во многих контактных видах спорта, включая регби, американский футбол, хоккей и единоборства - от сотрясений не застрахован никто. В большинстве случаев негативный эффект проявляется не сразу, но со временем ведет к букету заболеваний, среди которых нейродегенеративные заболевания, хроническая травматическая энцефалопатия (ХТЭ) и другие.
Чтобы таких случаев не происходило, и любители спорта могли наслаждаться «искристой силой», как писал Набоков, как можно дольше, медики разработали умную капу - колпачок из гибкой пластмассы, который надевают на зубы. Устройство выявляет травмы головы в реальном времени и помогает избежать осложнений. Разработка команды инженеров и нейрохирургов Клиники Кливленда под названием Prevent Impact Monitor (IMM) измеряет направление, угол и силу удара по голове и сигнализирует о возможном повреждении мозга.
Капа обладает преимуществом по сравнению с датчиками в шлеме или за ухом, поскольку располагается в центре головы и перемещается тоже вместе с головой. Уровень смещений от эталона составляет 5%; IMM получила 9 патентов США и 12 международных патентов.[3]
Умные стельки для грамотного бега
Бег менее травматичен, но травматичен тоже. Технические ошибки и плохая форма атлета могут привести к травмам сухожилий и даже переломам. Одно из решений - умные стельки. Компания Nurvv создала Nurvv Run на базе биомеханической сенсорной технологии, чтобы помочь бегунам улучшить движения во время тренировок.
В стельки встроены 32 высокоточных датчика, которые снимают показания с каждой ноги 1000 раз в секунду и собирают данные о темпе, длине шага, силе удара, пронации и балансе. Это позволяет составить полную картину техники бега. С помощью оценки состояния здоровья в приложении Nurvv Run Coaching пользователи могут определить пробелы и скорректировать движения еще до появления хронических заболеваний.
11.МРТ и «Манчестер Юнайтед»
Травмы мышц, костей и суставов характерны и для футболистов. Они ведут к месяцам реабилитации, что негативно сказывается на результатах команды.
Естественно, в интересах клубов уменьшить время восстановления, а это возможно при верной диагностике и эффективном лечении.
Для оценки степени травм используют визуализацию. Чаще всего это магнитно-резонансная томография (МРТ). Футбольный клуб «Манчестер Юнайтед» отдает предпочтение одному из самых совершенных аппаратов Vantage Galan 3T от Canon Medical Systems UK, который дает сверхчеткие изображения травмированных мест.
Менее шумный в сравнении с конкурентами (благодаря технологиям Canon Medical Pianissimo и Pianissimo Zen), томограф дополняется инструментами вроде ForeSee View, которые позволяют сканировать труднодоступные области: например, крестообразную связку - частую виновницу травм на поле. Прибавьте к этому приложение EasyTech Cardiac’s CardioLine+ для точной и автоматической идентификации клапанных плоскостей сердца, и методика обследования современных футболистов покажется сном. [3]
Электронные «глаза»
Тяжко из-за этих новшеств пришлось не только теннисистам, которые были вынуждены менять стиль игры и подтягивать физическую форму. Судьи просто не успевали следить за игрой. Тогда и появились электронные системы отслеживания и статистики. Одна из самых популярных подобных технологий для тенниса - FOXTENN Top Real Precision, или «Лиса», она следит за кортом с помощью 44 HD‑камер и десяти лазеров. Пять серверов обрабатывают поступившую информацию с точностью до миллиметров и миллисекунд, после чего выводят информацию на внешний монитор.
«Лиса» смогла заменить линейных судей на корте, так как даже несколько внимательно следящих за игрой глаз не способны тягаться с электроникой. Кроме того, система собирает сведения о каждом теннисисте: скорость бега и подачи, траекторию передвижения на корте и прочую информацию для базы данных игроков. Похожая технология применяется в американском баскетбольном чемпионате NBA. За всеми игроками на площадке следят камеры, а полученную с их помощью информацию используют тренеры команд. Своего рода автоповтор, но с уже подготовленной заранее статистикой.
Кстати, применение повторов с камер для разрешения спорных ситуаций - самый, наверное, известный пример использования новых технологий в спорте. Многие болельщики ошибочно полагают, что изначально такая практика была внедрена в футболе или баскетболе. Но впервые видеоповторы для борьбы с судейскими ошибками стали использовать в крикете. Более того, аналог системы слежения «Лиса» под названием «Соколиный глаз» первый раз был применен именно в этом виде спорта.[5]
Выводы
Современные технологии имеют большое влияние на спортивную индустрию. Распространение технологий происходит по всему миру и они задействуются в следующих вещах:
Тренировки спортсменов (системы поддержки принятия решений) методы предотвращения и восстановления после травм с применением технологий анализа спортивных показателей в режиме реального времени анализ техник ударов и совершенствование отдельных аспектов игры проведения тренировок технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) и т. д. Но стоит понимать, что большое влияние на результаты имеют и сами тренировки, сила воли человека.
Также современные технологии позволяют приносить спортивную культуру в массы. Я считаю, что они исключительно положительно влияют на спорт, приносят развитие, безопасность и множество других нововведений в спортивную культуру.