Найти тему
Naked Science

Метеозависимость — это мракобесие, или факт ее существования доказан?

Гипотетическую связь погодных явлений и болезней предположил еще Гиппократ на основе своих наблюдений. Достаточно широко эта связь отражена в народных приметах (разных народов) вроде «Колени ломит — это к дождю» и т.п. В современной истории медицины первым случаем описания «метеозависимости» считается статья в Американском журнале медицинских наук 1887 года, где человек с фантомными болями в конечностях жаловался на них в большей степени при приближении бури, дождя, падении атмосферного давления.

Существует ли метеозависимость с современной точки зрения? Смотря что под ней понимать. Влияют ли погодные условия на протекание различных хронических болезней? Это безусловно. Люди с бронхиальной астмой могут «поймать» обострение, выйдя на морозный воздух, кардиопациентам бывает не по себе при резком потеплении и высокой влажности. Некоторые виды мигрени могут провоцироваться резкими перепадами давления. От жары обостряется отрубевидный лишай, а от холода — атопический дерматит. Отрицать эти вполне научные факты было бы глупо.

А вот как раз примету про «колени к дождю» подтвердить-то и не удалось. В Британском медицинском журнале одно из самых читаемых исследований — работа 2017 года, где проанализированы данные о суставах в болях и спине, включающие в себя отчеты о миллионах посещений пациентов врачами с 2008 по 2012 год. Полученный массив сравнили с данными о дождях Национального управления океанических и атмосферных явлений, и даже небольшой корреляции найти не удалось. Ни предсказательной силы у болях в суставах не оказалось, ни связи обострений с изменениями погоды.

Что же касается «реакции на магнитную бурю» или «разбитости в ответ на подъем давления», то это тоже, видимо, из серии ничем не подтверждаемых народных верований. Достаточно сравнить перепады атмосферного давления в Москве в течение месяца и внутри рейсового самолета в течение одного только полета. В российской столице зафиксированный максимум перепада — 50 мм рт.ст., а в среднем гораздо меньше — 10-20 мм рт.ст. В салоне же самолета давление сначала падает до 600-650 мм рт.с., а затем возвращается на место, то есть суммарный перепад — 200-300 мм рт.ст. Если бы люди действительно реагировали на атмосферное давление так, как рассказывают в соцсетях и офлайновых разговорах, то у трапов самолетов по прибытии выстраивались бы вереницы скорых. При этом реально плохо себя чувствуют в самолете только люди, страдающие аэрофобией, укачиванием или имеющие проблемы с проходимостью евстахиевой трубы, соединяющей полость среднего уха с носоглоткой.

Основной источник ухудшения самочувствия — новости об очередной «магнитной буре» или «барической яме». Затем человек либо находит у себя некие негативные проявления — а это сделать несложно, если очень тщательно прислушаться к своим ощущениям, либо принимает симптомы реальных заболеваний (артериальной гипертензии и т.п.) за «реакцию на погоду».