Президент РФ Владимир Путин, выступая на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, заявил, что Россия никогда не ставила целью дедолларизацию экономики и никак не стимулирует этот процесс на международном уровне. Экономист Георгий Остапкович в комментарии для «Слово и Дело» объяснил, как соотносятся слова президента с постепенным переходом все большего количества стран на торговлю в национальных валютах.
Выступая на пленарном заседании XXVI Петербургского международного экономического форума, Владимир Путин отметил, что Запад использует для противодействия РФ информационные, финансовые, энергетические, продовольственные и прочие инструменты. В ответ ведущий сессии, политолог Дмитрий Саймс отметил, что Россия тоже не молчит, а продвигает дедолларизацию. И промахнулся. Поскольку, по мнению Путина дедолларизация — объективный экономический процесс, на который Россия особого влияния не имеет.
Такая точка зрения может показаться странной. За последнее десятилетие о значении дедолларизации для отхода от мира с Соединенными Штатами в качестве гегемона кто только ни рассказывал. Но, как пояснил корреспонденту «Слово и Дело» руководитель Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович, замечание президента абсолютно верно, поскольку отказ от использования доллара США для российской экономики — не самоцель, а продиктованное сложившейся ситуацией решение.
«Мы занимаемся дедолларизацией во многом из-за геополитической ситуации. Нам замораживают счета, останавливают прохождение средств. То есть для нас доллар стал токсичной валютой, поэтому приходится от него отходить. У нас даже резервы сейчас в юанях и золоте, хотя долларовые резервы достигали ста миллиардов», — подчеркнул Остапкович.
Эксперт напомнил, что сам процесс дедолларизации идет уже давно, где-то с 2010 года. Но действия отказывающихся от использования доллара стран не вызваны напрямую антиамериканскими соображениями. Для большинства государств на планете доллар — это не деньги конкретных Соединенных Штатов, а просто удобная валюта для расчетов, под использование которой оптимизированы многие процессы мировой экономики. А тенденция к снижению роли доллара в международной торговле обусловлена не желанием насолить Вашингтону, а ростом взаимовыгодной двусторонней торговли.
«В национальных валютах, как правило, торгуют те страны, у которых примерно одинаковый экспорт и импорт. То есть можно Азербайджану что-то продать за манаты, азербайджанцы рассчитаются, а потом на эти манаты купить у них овощи, фрукты, что-то еще. Но если они просто осядут в центробанке или у нашего производителя — что он будет с ними делать? В других валютах работать все-таки не просто. Но процесс дедолларизации идет», — объяснил Остапкович.
Таким образом, дедолларизация — не цель, ради которой выстраиваются те или иные процессы в России и в мире. Это следствие перераспределения торгово-экономических связей, подчас вызванного попытками США использовать доллар в качестве инструмента давления. Такой подход Белого дома разрушает доверие к доллару США и делает его неудобной, ненадежной валютой. И отвечая на это, мировая экономика объективно движется по пути постепенной дедолларизации.
О том, чем запомнится Петербургский международный экономический форум читайте в материале корреспондента «Слово и Дело», лично посетившего это мероприятие.