Продолжение. Начало тут
И что оставалось делать нашему Егору Прокудину, который Саня Иванов, когда невестка Рая выгоняет в первый же день его освобождения из колонии из дома, а любимый брат, якобы порядочнейший и честнейший праведник, Митька и слова сказать не может. В ночь выгоняют они бывшего каторжанина, оттянувшего одиннадцать лет, которому и пойти то некуда. Отцовский дом братья Митька и Петька продали, деньги потратили, вещи отцовские поделили. Ступай Саня в ночь на вечерний автобус, езжай куда глаза глядят.
Ничего не сказал Саня, попрощался с честной компанией отмечавших его возвращение таких же бывших станичных каторжан и ушел. А утром на станции встретил бездомную алкашку Любку. Дал похмелиться, накормил в столовой, купил в магазине новую одежду, отмыл в бане. Любку играет питерская актриса Светлана Гайтан. Это просто фурор и праздник. Очень талантливая характерная актриса.
Очень в то в то время было популярно в советском кино изображать опустившихся и спившихся наших соотечественников. Вот до чего народ "ленинсталин" со своим проклятым "тоталитаризм" довел - превратил и мужиков, и женщин в опустившихся скотов.
Практически в то же самое время вышел фильм режиссера Леонида Менакера "Собачий пир", почти с тем же самым сюжетом. Опустившаяся и спившаяся уборщица вокзала Жанна, встречает бывшего осужденного Аркадия. Жанну играет Наталья Гундарева, а Аркадия Сергей Шакуров. И завязываются между ними отношения. Правда, тут Жанна отмывает и приодевает Аркадия. Но такая безысходность, такая депрессия, такая омерзительная "чернуха" прет с экрана, что Гундаревой за это дали премию "Ника" за лучшую женскую роль, и такой же приз на МКФ в Монреале. Ну, и Шакурова за роль алкаша тоже отметили на одном из отечественных фестивалей. В итоге же они кончают в фильме самоубийством.
А вот в фильме режиссера Бобровой такого омерзения к Любке не испытываешь. Наверное, потому что и режиссер, и актриса жалеют и любят ее. Появился кто-то, кто обогрел и приласкал, проявил внимание и все - человек преобразился, в бане в семи водах отмылась, переоделась в новокупленное, припудрила фингал, подкрасила губки и готова за Саней на край света.
Только вот Сане она не нужна. Саня приехал к Дарье, жене брата Петьки. Егор Прокудин приехал к Любе Байкаловой, любили они друг друга еще до тюрьмы, а теперь она замужем за его братом.
И садятся Петька, Дашка и Саня за стол отметить встречу. А во дворе стоит собачонкой уже забытая Любка. Но он не растерялась, сама прошла в дом, взяла стул села под скептические взгляды Дашки и Петьки, который узнал в этой умытой, принаряженной, шустрой и вульгарной бабенке бомжиху Любку, которая ночует на улице, и с которой, как сам не любящий выпить, иногда употреблял в компании с другими выпивохами алкогольные напитки.
А у Любки последний шанс. Надо понравиться во чтобы то ни было Сане. Полностью завладевает обстановкой, никому не дает и рта открыть, веселится и начинает петь. Песню написал по просьбе Бобровой исполнитель роли Митьки , все-таки музыкальный работник, Вячеслав Соболев
Он в этом эпизоде не играл, но насколько сросся с картиной, настолько ее прочувствовал, что через пару дней выдал результат. Помню, приехала в Родниковскую, он раскинул руки в стороны, словно хочет объять необъятное, и кричит: «Все, написал! Написал, есть песня!»
И песня получилась шикарная, и исполнение Гайтан просто феерическое. В нескольких строфах вся судьба этой женщины - вера, надежда и любовь. Поет, как сейчас любят говорить, на разрыв аорты.
Колесницу судьбы тянут трое коней,
но залетные сбились с дороги.
Помогите друзья, мне дорогу найти
и не будьте ко мне очень строги.
Да-Да-Да - душу мою согревает как кровь Вера, Надежда. Любовь.
Потом Любка убегает за баяном, чтобы сбацать цыганочку. Баян у отца-инвалида, который проживает в доме престарелых, в то время как Любка бомжует на улице. Уходит и Петька. И Саня с Дашкой остаются одни.
Он зовет ее уехать с ним. Она готова уйти с Саней хоть на край света и даже ребенка ему еще родит. Но тут возвращается Любка, тихо отходит в сторону, и Петька все это видит и слышит. Ничего нельзя изменить. Саня быстро уходит, Дашка за ним, отпихнув мужа, но в дверях останавливается. Всех жалко и ничего не сделаешь.
Да, ничего не меняется и ничего не изменить, хоть пой или не пой про гусей и долю. Следующий кадр переносит зрителя уже сразу в 1990 год. Все та же станичная дорога с тополями, ничего не изменилось. Только по уличному радио рассказывают о том, что реклама - это теперь наше все.
Все так же. Постаревший Митька напевает "папкину песню" "ой, вы, гуси", а жена Рая убивается за швейной машинкой. Кормит Митька двух кабанчиков, наверное брат Петька надоумил его, что это все-таки в будущем будет мотоцикл "Урал" с коляской.
А песня то оказывается каторжанская, хоть и поет ее народный хор. Так и по "Диким степям Забайкалья" тоже великая народная каторжанская песня.
Прокричали весенние птицы,
Возвращаясь в родные края.
Ой, вы, гуси, вы серые гуси,
Подскажите, где доля моя.
Я устал, поседел на чужбине,
Годы, серою тенью ползут.
Не ужель суждено и поныне,
Волочить этот жалкий хомут.
Над Россией проплакали зори,
А в станицах сады зацвели.
Долго ль, долго томиться в неволе,
Расскажите родные мои.
Где-то, там далеко, над Кубанью,
Отчий дом, грустный девичий взор.
Только сердце любить не устало,
Всем страданиям наперекор.
А должно ли вообще что-нибудь изменится в этой драме народной жизни, описанной в классических традициях русского критического реализма? Не соцреализма, а именно критического реализма. Ведь потому и указал, наверное, Евгений Габрилович в своем отзыве на первоначальный вариант сценария, что никто его не снимет. Это уже не наш метод. Прошлый век. Бедный крестьянин бьется, бьется, никак не выбьется из нужды, чего только не пробует. А рядом жена сварливая его гоняет и дочка злая на все и всех
Первоначальный сценарий значительно отличался от окончательного варианта фильма. Была простая история двух братьев. Брат Митька, кстати очень похожий на Митьку из "Здравствуй и прощай" Виталия Мельникова, и брат Санька, но тут Егор Прокудин без вариантов. И где-то на самой периферии сюжета брат Петька. Вернулся брат Санька из заключения, а его невестка Райка сразу же и выгнала, мало ли чего от этого убийцы ожидать можно. И кончается фильм переживаниями Митьки, что Райка все-таки хорошая, а это ее нищета такой сделала. Все. Финал.
Сценарий был написан в 1981 г., опубликован в 1987 г. Известный сценарист Павел Финн очень тепло отнесся к дебютантке Лидии Бобровой. Показалась она ему такой, вышедшей из прошлого века курсисткой-народницей, такой горячей, наивной, чистой, откровенной. Но этот "народнический сценарий" , естественно не мог привлечь своим "мелкотемьем" , ни Киру Муратову, которой предлагали его снять, ни других режиссеров. Ведь надо же было обличать пороки проклятого "совка" в духе неких "гариков"
Просыпаюсь с бодуна,
Денег нету ни хрена.
Отвалилась печень,
Пересохло в горле,
Похмелиться нечем,
Документы сперли,
Глаз заплыл,
Пиджак в пыли,
Под кроватью брюки.
До чего ж нас довели
Коммунисты-суки!
А тут какой-то "маленький человек" русской классической литературы под ногами путается.
И ведь прав был Алексей Герман, когда отказал Бобровой в финансировании фильма - хочешь снимать это свое никому сейчас не нужное ностальгическое г...но из жизни своих братьев - сама ищи деньги. Абсолютно прав. Вот "Кома" - где власть в ГУЛАГе насилует все, что движется то, что сейчас надо. А как невестка выгнала брата мужа - "Сеня, про зайцев - это не актуально".
Но ведь этот отказ, как ни парадоксально, только пошел на пользу фильму. Нашла Лидия Алексеевна деньги и пришлось Герману запустить в своем кинообъединении ее фильм, и как руководителю помочь поправить режиссеру-дебютанту сценарий мастерской рукой. Что-что, а писать сценарии Герман умел, талантливый был человек. Знал, какими драматургическими ходами привлечь зрителя.
Посидел он с Бобровой сутки на своей даче, поработали они над сценарием. И на первый план вышел не "маленький человек" Митька, а несломленный духом каторжанин Санька. Появилась бомжиха Любка и выявилась любовная линия между Санькой и Дашкой. Тут и зрительницам есть все возможности использовать по назначению свои носовые платки по несчастной женской доле. Сразу почти вся прекрасная половина аудитории становится поклонницей фильма.
И от этого ушел на задний план "устаревший" "критический реализм", а выдвинулась жестокая мелодрама на фоне лагерного шансона и душещипательных городских романсов. Произошло идеальное сочетание "народной драмы" и "коммерческого фильма", хотя по идее должна была получиться банальная, перестроечная "чернуха". Вот как-то сумела дебютантка Лидия Боброва пройти по тончайшей грани и не свалиться в ту помойную яму, в котором барахталось тогда большинство отечественного кинематографа.
Наверное, потому, что любила и жалела она своих героев. Она не изучала их как столичный житель жизнь провинциальных насекомых через кривые, брезгливые увеличительные стекла. Она сама была из них.
И ведь что характерно, никаких намерений выйти с этим фильмом на "международную арену" у дебютантки Бобровой не было, она сняла фильм "о тех кого помню и люблю". Сняла без новомодных постмодернистских штучек-дрючек, которые, по мнению большинства тогдашних наших киношников должны были нравиться западному зрителю. Нет, режиссер просто погружает зрителя в реальную фактуру русской жизни, без нажима и педалирования. Вот она жизнь, какая есть.
И ведь западный зритель принял фильм. Потому что там тоже живут нормальные простые люди, которые увидели, что и ранее таинственные русские такие же люди, как и они.
В общем, шедевр не шедевр, но очень достойный фильм, не устаревший и сейчас. Снятый на минимальные средства, с непрофессиональными и малоизвестными актерами, почти за еду, фильм получился. Его бы подреставрировать сейчас в плане изображения подчистить, но без новомодной оцифровки, так как сразу же пропадет все его обаяние, и хоть опять на фестиваль. В те же Канны, где "Хрусталева" провалили. А этот как минимум приз экуменического жюри возьмет.
Это была первая картина наконец-то пробившейся к своей цели молодой женщины, 15 лет она шла к ней, "сибиряки, упорные они". А дальше все пошло только по нарастающей. Она сняла еще три фильма. И все время поднимала планку. Пока не пришла в 2009 г. к экранизации рассказов Василия Шукшина, которую так и не показал ни один телеканал в России. "У вас там слишком глубокий смысл",- отвечали ей редактора. Но об этих фильмах в следующих частях.