Это были первые слова, которые я сказала про себя, когда я зашла во дворец царя Алексея Михайловича Романова в Коломенском.
После жизни в Петербурге это была услада для моих глаз.
Рассказывать буду много об этом замечательном месте, я бы даже его включила в обязательную программу для посещения туристами.
Но начать свой рассказ о дворце я хочу не с его истории (о ней я обязательно напишу позже) а с того, что понравилось мне больше всего: печи. Как только я их не снимала на видео и не фотографировала. После постоянных посещений Эрмитажа и петербургских дворцов печи украли моё сердечко, если можно так выразиться.
Первая печь, которую я увидела, находилась в Столовой палате.
Реконструкция печей – объект сам по себе очень сложный и трудный. Так как в 1767 году дворец разобрали, не сохранилось деталей интерьера и описей. То какие были печи и как они выглядели, какого они были цвета, имели прямоугольную или круглую форму, не были найдены. В Столовой палате как мы видим, она прямоугольной формы.
Поэтому печи, которые мы видим – это результат совместной работы реставраторов и работников музея-заповедника "Коломенское". Печь обязательно должна была соответствовать размерам помещения, чтобы тепло было во всей комнате, поэтому в Столовой палате она одна из самых больших.
Всего печей во дворце одиннадцать, я покажу их все, потому что они полностью отличаются дизайном друг от друга и каждая - шедевр.
Это уже вторая печь, она находится в Думной палате, которая расположена уже слева от входа. На этой печи мы уже видим набор изразцов, с большими вазами и цветами, которые только распустились. Многоцветные печи в то время назывались ценниными.
До сегодняшнего дня неизвестно, как выглядела система отопления во дворце. На секундочку, дворец состоял из 270 комнат и имел более чем 3000 окон. Есть предположение, что на 1 этаже, а точнее подклете (нижнем нежилом этаже, цокольном этаже) располагались обычные большие печи и через трубы распространялось тепло в помещения, где жили люди.
Престольная палата следует сразу после думной. Здесь мы видим, что на печи изображен двуглавый орел, который является символом русской царской власти.
И это неспроста, потому что здесь же находится престол царя. Все было продумано до мелочей.
Все печи, конечно же, сейчас не действуют, они лишь являются одним из главных украшений государевых помещений. Четвертая печь находится в кабинете царя Алексея Михайловича.
Пятая печь находится в опочивальне (спальне), в следующем помещении после кабинета государя. Здесь мы видим разноцветные изразцы, на которых изображены такие птицы как: аист, глухарь и голубь. Они замечательно дополняют фон бирюзового цвета с цветочными орнаментами.
Шестая печь, прямоугольной формы, находилась в кабинете сына царя - Федора Алексеевича. Можно заметить, что основными цветами изразцов всех шести печей являлись: белый, желтый, зеленый, красный цвета.
Седьмая печь, в комнате Петра Первого, отличается по цвету от остальных, потому что при нем уже появились печи европейского типа, которые сочетали в себе рельеф и роспись на белом фоне. Здесь же мы видим корону.
Покинув кабинет Петра Первого отправляемся в государеву мыльню (т.е. баню), где расположена восьмая печь.
В печи-каменке муравленого (зеленого) изразца накалялись камни для того, чтобы подогреть воду. Мыльня - последнее помещение мужской половины.
В женской половине печи уже совсем другой формы. Они круглые, потому что здесь часто до 5 лет жили царские дети, играли и бегали, и чтобы они не повредились об углы, печи сделали такого типа.
Девятая печь расположена в престольной палате государыни царицы.
Десятая, предпоследняя печь, расположена в царицыной мастерской, она тоже зеленого цвета.
И наконец, последнее изразцовое великолепие - одиннадцатая печь. Она сделана в том же стиле, что и многие печи, которые мы видели раньше, также высока от пола до потолка и имеет великолепные ножки столбики. Расположена в крестовой (моленной) палате царицы.
Это лишь малая часть моего рассказа о музее-заповеднике Коломенское...