Найти тему
Полит74

Хранитель истории челябинской драмы рассказал об уникальном спектакле-долгожителе

Оглавление

Музыкальный спектакль «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» шел на сцене челябинского театра драмы имени Наума Орлова на протяжении семнадцати с половиной лет. Его знает и помнит несколько поколений зрителей.

Об истории этой легендарной постановки агентству Полит74 рассказал Александр Ермолаевич Краснов – хранитель истории Челябинского театра драмы, директор музея.

- Началась эта история давным-давно. После революции в нашем городе жил Ярослав Гашек. Он заведовал отделом агитации и пропаганды в составе Пятой армии, курировал латышских солдат. Гашек писал рассказы про Иосифа Швейка, которые потом были объединены в толстую книгу «Похождения бравого солдата Швейка», - рассказывает Александр Ермолаевич.

В 1973 году в Челябинск приехал Наум Юрьевич Орлов. Спектакль по этой книге был первым, что он решил поставить на нашей сцене. Молодой режиссер решил объединить в этой постановке всю труппу: 50 артистов, технические цеха и даже оркестр.

Откуда в театре драмы взялся оркестр

- Оркестр в челябинском театре драмы работал до Великой Отечественной войны. Когда не было фонограмм, все спектакли шли под живую музыку. Музыканты собирались со всего города, чтобы играть на спектаклях. Когда только родился театр, на углу улицы Кирова и проспекта Ленина стоял двухэтажный кинотеатр МЮД (Молодежно-юношеское движение). Он славился тем, что там торговали мороженым и перед началом сеансов играл живой оркестр. Но у кинотеатра не было своего оркестра! Музыканты были те же, что работали в театре драмы. Перед началом сеанса они из Народного дома перебегали через улицу, играли в кинотеатре, а затем возвращались. После войны оркестр постепенно расформировали и стали использовать фонограммы, - говорит хранитель истории театра.

Александр Краснов, фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
Александр Краснов, фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Перед Наумом Орловым стояла сложная задача: своего оркестра в театре не было. Остались только дирижер и пианистка. Приходилось искать музыкантов по всему городу. Среди них были преподаватели музыкального училища, студенты, пенсионеры. Из автомобильного и танкового училищ, где был шикарный духовой оркестр, приходили трубачи. На каждый спектакль набирали до 30 музыкантов. Он всегда шел только под живой звук, без фонограммы.

Два первых Швейка и единственный фельдкурат Кац

На главную роль Швейка Наум Орлов утвердил двух артистов: Александра Михайлушкина – ведущего актера театра, и малоизвестного в то время Владимира Чечеткина, впоследствии Заслуженного артиста России. Фельдкурата Каца играл Петр Иванович Кулешов, народный артист России, Почетный гражданин Челябинска. Чечеткин играл роль Швейка практически до закрытия спектакля, который стал долгожителем. Он шел семнадцать с половиной лет. Премьера состоялась в марте 1974 года в старом здании театра, в 1982 году «Швейка» перевезли на новую сцену.

Когда у Петра Ивановича Кулешова был юбилей – 80 лет со дня рождения и 60 лет на сцене театра, он выбрал для своего бенефиса именно этот спектакль. В 80 лет актер пел и танцевал на огромной 14-метровой сцене под живой оркестр без фонограммы.

- Как-то мы шли домой, и нам навстречу попался пьяный прохожий. Спрашивает: «Ребята, где здесь домер номер?…». Петр Иванович тогда сказал: жизнь актера состоит из того, чтобы замечать в окружающих интересное, что можно использовать и украсить свою роль. Я не обратил на это внимания, но через несколько дней побывал на репетиции спектакля. Подвыпившего фельдкурата Каца выносят на сцену, и он говорит: «А теперь, ребята, отнесите меня по адресу домер номер 4/17!». У Гашека нет такой фразы в Швейке, а Петр Иванович применил шутку, которую услышал на улице несколько дней назад, - вспоминает Александр Ермолаевич.