Найти тему

Детские страхи: возрастные, приобретённые, патологические

Практически каждый человек в современном мире имеет различные страхи. Данные эмоциональные проявления представляют собой неотъемлемую часть нашей жизни, именно поэтому особую значимость приобретает изучение психологических особенностей и причин специфических проявлений страха. В большинстве научно-исследовательских работ страх рассматривается как психическое состояние, сопровождающееся определёнными психофизиологическими нарушениями.

Причины возникновения страхов

Дошкольный возраст является важным этапом формирования личности, который нередко сопровождается появлением детских страхов. Они тормозят познавательное развитие, создают серьёзные препятствия для гармоничного развития и затрудняют полноценную социализацию в обществе. Основные причины возникновения страхов у детей XXI века разнообразны:

1. Конкретная ситуация, которая напугала ребёнка (укус животного, ребёнок попал в больницу)

2. Детское воображение, фантазии, с помощью которых ребёнок придумывает монстров и призраков в темноте, под кроватью

3. Недостаток физической активности, игры

4. Взаимоотношения со сверстниками, также могут являться причинами фобий

5. Негативная семейная обстановка, конфликтные отношения между родителями

6. Чрезмерная забота и защите (гиперопека)

7. Эмоциональное непринятие или отсутствие контакта с ребёнком

8. Принципиальность и большое количество запретов или полное предоставление свободы

9. Наличие страхов и тревожности у родителей

10. Состав семьи. У ребёнка с большей вероятностью появятся страхи в неполной семье, когда нет одного из родителей

11. Ранний выход матери на работу

12. Наличие более серьёзных расстройств – неврозов. Проявлениями нервозов являются страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления

Проблема зарождения страхов осложняется тем, что многие родители не знают, как правильно реагировать на проявления эмоционального неблагополучия ребенка, следовательно, особенно важно своевременно обратиться к специалисту, воспитателю и принять меры по их преодолению.

Возрастные страхи

Детский страх имеет несколько отличий от взрослого, таких как временный характер и возрастные особенности развития. Возрастные страхи возникают в определённые периоды и носят временный характер. Если должным образом на них реагировать и не усугублять, то с годами они исчезнут самостоятельно. Однако, если ребенок по определённым причинам не может справиться со своими страхами, то они могут перерасти в невротические.

В возрасте 3-4 лет страхи возникают чаще всего в результате ошибок воспитания, например, запирают ребёнка в тёмной комнате, оставляют его дома одного, непредвиденных ситуаций (застряли в лифте, попали в аварию, укусила собака) или в случае лишения общения со сверстниками. Проявляется типичная триада страхов – боязнь одиночества, темноты и замкнутого пространства. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), что приводит к возникновению страхов перед операциями, болезнями, пожарами и так далее. Развиваются фантазии, а вместе с ними возрастает вероятность появления воображаемых страхов. Сказочные персонажи, такие как – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Бармалей выходят из сна, наделяя днём воображение впечатлительного и эмоционально-чувствительного ребёнка.

В возрасте 5-6 лет дети боятся оставаться одни, у них появляются страхи перед монстрами, часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Преобладают страхи нападения, пожаров и природных катаклизмов (грозы, землетрясений), животных (ядовитых змей, медведей, тигров), наказания родителей, глубины воды, войны, медицинских процедур (уколов), врачей, вида крови. В возрасте 6 лет дети начинают беспокоиться о своём будущем: «Что, если я не буду красивой?»; «Что, если я не выйду замуж?».

В возрасте 6-7 лет страх смерти достигает апогея. У детей зачастую возникают вопросы: «Сколько лет прожили твои бабушка/дедушка/папа/мама?», «Зачем люди живут?», «Откуда всё взялось?». Именно в этот период одной из характеристик является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, осознание категории времени и пространства. Ребёнок понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и боится потерять членов семьи и умереть самому. Обычно дети справляются с такими переживаниями самостоятельно, но только при условии, что в семье царит жизнерадостная атмосфера, родители не рассказывают бесконечно о своих болезнях, смерти родных и знакомых (особенно внезапных: несчастные случаи, аварии, отравления и так далее). Если ребенок сам по себе тревожный, то беспокойства такого рода только усилят возрастной страх смерти. Возникновение данного страха означает постепенное завершение «наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей (ведьм, призраков) и бессмертие. Начинают реализовываться так называемые «школьные страхи», связанные с поступлением в первый класс

Приобретённые страхи

Приобретенные страхи, как правило, развиваются в детстве и могут быть результатом раннего травматического опыта в отношении объекта, события или ситуации, вызывающим беспокойство. Причинами их возникновения являются:

1. Конкретные события, случаи, которые действительно произошли с ребёнком

2. Особенности характера ребенка, степень его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности

3. Страхи родителей

4. Средства массовой информации (литература).

5. Очень существенная причина – запугивания в воспитании.

Патологические страхи

Необходимо отделять данный страх, требующий коррекции, от нормального (возрастного) для того, чтобы не мешать развитию ребенка. Патологические страхи являются таковыми, если:

1. Препятствуют общению

2. Препятствуют формированию и развитию личности

3. Содействуют формированию психосоматических заболеваний

4. Приводят к социально-психологической дезадаптации и аутизму

Патологический вид страха не является принципиально новым. В той или иной аффективно ослабленной форме они встречаются и у нервно-психически здоровых детей. Патологическими страхи становятся при долговременных и неразрешимых переживаниях или острых психических потрясениях, зачастую возникающих на фоне и без того болезненных нервных перенапряжений. Обращаясь к дифференциальной диагностике, А. И. Захаров выделяет значимые различия между патологическим и естественным уровнем страха:

1. Большая эмоциональная интенсивность и напряжение

2. Длительное или постоянное течение и неблагоприятные последствия на формирование характера и личности

3. Болезненное обострение страха

4. Связь с иными невротическими расстройствами

5. Более тесная связь с родительскими страхами

6. Относительная сложность с точки зрения преодоления

Если страх ребенка не соответствует возрасту, это может сигнализировать родителям о том, что необходимо пронаблюдать за поведением и психическим состоянием ребенка. Отсутствие страхов также является патологическим явлением, которое может быть вызвано низким уровнем чувствительности у ребёнка, психическими заболеваниями, родителями – алкоголиками или наркоманами.

Никогда не высмеивайте факт того, что ваш ребёнок напуган. Вам это может показаться мелочью, но для него это серьезная проблема!