Найти в Дзене
ЯМадама

Советское кино для летних дней. Живописная фантазия на тему пионерского лагеря

Оглавление

Большинство советских фильмов про летний отдых наполнены реалистическими чертами. Хотя бы отчасти. Мероприятия, сборы, спортивные состязания. Невозможно было представить, что дети будут предоставлены сами себе. Хотя в период взросления иногда необходимо побыть наедине с собой. Со своей внезапно нахлынувшей юностью. Режиссёр Сергей Соловьёв предоставил героям такую возможность в фильме «Сто дней после детства»

Здравствуйте!

У всех, кто видел этот фильм, возникает вопрос: что это за пионерский лагерь такой фантастический? Почему дети живут в нём сто дней – целое лето, когда всем известно, что за этот период успевает смениться несколько смен. Да и обстановка странная – практически закрытая от мира романтическая помещичья усадьба с заросшим прудом, каменными россыпями и расписными стенами.

-2

Идиллическая обстановка, в которой мало примет пионерского лагеря

Лагерь «Лесной» совсем необычный. Он практически не связан с реальным миром. Островок, на котором можно укрыться на сто дней. Чтобы попрощаться с детством.

-3

И весь фильм – это летние фантазии переходного возраста.

Если присмотреться, то герои тоже не совсем реальны. Улучшенная версия подростков из семидесятых. Тогда всерьёз задумывались над проблемами акселерации.

Плечи телёнка, сердце ребёнка

Основной вопрос педагогической науки: как дорастить юные души и умы до соответствия физической форме.

-4

Предлагались разные методики ускоренного интеллектуального развития. Считалось, что дети-вундеркинды и душой созреют быстрее. Но этого почему-то не происходило.

Читает на трёх языках, и ничего ей не нравится.
Почему?
Бог её знает. Акселерация

Зрелость души наступает в неожиданный момент. Сейчас этот период называют пубертатом, а тогда – переходным возрастом. И считалось, что лучшим направлением для правильного перехода будет искусство. Живопись и поэзия.

Борис Токарев в роли Мити Лопухина
Борис Токарев в роли Мити Лопухина

Живописи в фильме достаточно. Каждый кадр как будто создан кистью русского мастера.

Сергей Соловьёв, конечно, режиссёр-эстет. Акварельные кадры, музыка, в ритме которой на экране дышит ветер

А литература – в содержании. Вожатый читает юным неслухам Лермонтова и предлагает поставить на сцене «Маскарад».

-6

В атмосфере старой усадьбы возникает гармония литературных ассоциаций.

В бунинских аллеях обрываются чеховские струны

И волей-неволей подростки-пионеры подтягиваются. В миловидном личике одноклассницы начинает проглядывать муза.

-7

А в чертах упрямого подростка отражается поручик Тенгинского полка.

-8

Но окружающий мир всё же вмешивается в эту идиллическую пастораль. А иначе как проверить на прочность крепнущий характер. Лермонтовских князей и баронесс отправляют в колхоз – на капусту. Легко быть благородным в тепличных условиях, а если перед тобой реальный мир и реальная подлость?

Для подростковых фильмов семидесятых было характерно противопоставление расчётливого юного карьериста и безупречного романтика. Но Сергей Соловьёв сгладил противоречия. Ведь все его герои – всего лишь подростки, застигнутые врасплох внезапно оборвавшимся детством.

-9

«Сто дней после детства» - это цикл летних зарисовок. Каждая – отдельный законченный этюд:

  • Кто есть кто? Первый день
  • Белый камень. Июнь
  • Солнечный удар
  • Улыбка в сумерках
  • Мизантроп. Июль
  • Маскарад. Акт первый
  • Маскарад. Акт второй
  • Бессонница. Середина лета
  • Компот из вишен
  • Маскарад. Акт третий. Последний
  • Воспитание чувств
Сергей Шакуров в роли вожатого
Сергей Шакуров в роли вожатого

Эпизоды неспешно перетекают один в другой, солнечное время тянется и томится, а потом внезапно лето заканчивается.

-11

Но остаётся послевкусие от лирического пейзажа и очаровательно юной Татьяны Друбич в романтически пышном венке.

Татьяна Друбич в роли Лены Ерголиной
Татьяна Друбич в роли Лены Ерголиной

Желаю вам чудесного юного лета!

Советское кино по выходным