Найти тему

Мюзикл "Казанова" ("Мюзик-Холл")


Если описать сие нечто двумя словами, то это будут фарс и балаган. Я не представляла, на что иду, понимала одно - на премьеру новой (!) постановки. Но к чему меня жизнь точно не готовила, так это к двухчасовому капустнику под названием "Я его слепила из того, что было", приправленному соусом из тупых шуток.

Фото автора. Некачественное, но я и не фотограф.
Фото автора. Некачественное, но я и не фотограф.

Если вы хотите увидеть краткое содержание репертуара трех театров Петербурга, специализирующихся на мюзиклах, вам на "Казанову". Здесь будут все: кролоки с семейством, дорианы, монте-кристо, джекиллы и хайды, гэтсби, воланды, дамы пик. Это только то, что я увидела и услышала. Сколько увидели фанаты жанра - остается только догадываться.

Досталось больше всего нечисти. Все первое отделение я ловила себя на мысли, что от спектакля за версту несет "Балом вампиров", причем, как вы понимаете, не лучшего качества: музыкальная палитра, костюмы, свет, видео и декорации (коих вообще-то кот наплакал) - все в голос орало: "Нас нагло сплагиатили!". Чего только стоят перекочевавшие сюда Кролок и его сын Герберт. Когда начался карнавал, я подумала, что гости сейчас кинутся в зал и начнут на людей бросаться. Нет, не начали. Но зато во втором акте нам прямым текстом дали понять, что "Бал вампиров" нам не привиделся, его реально скоммуниздили. Эта фраза - пасхалка, скажет кто-то. Но, come on, в свете общей картины это вызвало только еще большее отторжение (но тут, похоже, со мной явные проблемы, так как многие в зале, сидевшие до того мертвыми, стали гоготать).

Также, не глядя, авторы слямзили едва ли не главный символ другого мюзикла - "Мастера и Маргариты". В видеоряд постановщики постеснялись его поставить (удивительно!), но в арию вписали. Однако зритель не тупой, два плюс два сложить может.

Клиповость - еще одна проблема спектакля. Франдетти и Архипов явно топят за современные тенденции, но не в театре же их внедрять. Спектакли отличают единая сюжетная линия и плавное повествование, а не набор этюдов, крайне условно (читай - никак) не связанных между собой. Зачем давать тупеть зрителю, зачем опускаться до уровня современных соцсетей, не призванных развивать логику, воображение и способность связывать большие объемы информации воедино и обрабатывать ее? Я никогда не думала, что можно сделать постановку, которая не будет связана. Оказывается, можно. Ей-Богу, в той же "Звезду заказывали?" связующих элементов больше, чем здесь.

Кстати, о связках. Знаете, как авторы связали текст героев с ариями? Совершенно гениальными подводками - присказками "сейчас песенку спою". Честное слово, не шучу и не приукрашиваю, герои прямо так и говорят перед тем, как начать заводить слезливую (или балаганную) шарманку. Вы серьезно? Мы в приличном театре или в детском саду на утреннике?

Свет, а точнее, его отсутствие - один из вопросов, который возник у всех, кого я слышала в этот вечер. Во-первых, непонятно, почему темно, когда мы, к примеру, находимся на карнавале, который подразумевает яркие краски. Лично у меня возник когнитивный диссонанс, когда труппа поет, что начинается карнавал, а на сцене - полнейшая темень, не видно ни артистов, ни проектора с видео, вообще ни-че-го. Каким карнавал видят постановщики? Проходящем в полной темноте? Я всегда считала, что карнавал - это яркость, свет, фейерверки и пр.-пр. Нас же отправили в склеп (помните, да, я ждала, что гости карнавала превратятся в вампиров и бросятся на нас). Во-вторых, и в-главных, тьма на сцене на протяжении всего спектакля. Причем темень такая, что элементарно не видно актеров. Какой глубокий смысл здесь заложен? Восполняем недостаток возможности использовать серое вещество из-за клиповости теменью, чтобы хотя бы здесь зритель напряг извилины, пытаясь в воображении нарисовать происходящее на сцене?

У меня проблем с воображением нет, но в моей картине мира никак не вяжутся Италия 18 в. и откровенный панк-рок наших дней. По крайней мере, не вяжутся в том виде, в котором нам преподнесли. Возможно, хотели пойти по излюбленному многими режиссерами пути смешения жанров и столетий? Извините, но вышел Провал. По всем фронтам. Костюмы героев из разных эпох, которые при этом никак не обыгрываются, например, сменяющие друг друга платья с кринолином и обтягивающее одеяние с явной отсылкой на латекс. Или тяжелые ботинки. Если у того же Кролока, с которого слизали идею, весь образ - рокерский, так что вопросов к нему нет, то в "Казанове" камзолы ну никак не вяжутся с гриндерсами.

Музыка и слова - смешение панк-рока и попсы, вязнущей на зубах. Разумеется, по избитому штампу все эти розовые сопли разводят Казанова с Генриеттой. Причем есть музыкальные номера, в которых тяжелые мотивы перемежаются слюнями, это отдельный треш. Существует жанровое своеобразие, а существует - черное и белое. Здесь - второй вариант.

Но не только в этом провал музыкальной составляющей. 90% музыкального материала вы уже слышали, нет в нем ничего особенного и запоминающегося, проходнячок. Но две арии - это вообще копирка из других проектов. В программке так и не указали авторов музыки и либретто. Вопрос - почему? Мне любопытно было бы узнать, кто сплагиатил как минимум два номера. В памяти засело всего два номера, которые выделяются на фоне всеобщей тухлости - дуэт (переходящий в монолог) Казановы и Капитана в первом отделении и номер с хозяйкой мастерской во втором. Все.

К слову, о Казанове и Генриетте. Сами по себе актеры звучат хорошо, но дуэты - это мрак, артисты живут сами по себе, не слыша и не желая слышать друг друга. К Роману Графову я отношусь более чем прохладно, но его Казанова мне понравился: артист показал характер героя и его развитие. Что хотела показать Анастасия Вишневская, кроме себя любимой, я так и не поняла. Ну, и ее бесконечные крики во время исполнения арий уже начинают подбешивать. Вроде взрослая девушка, с опытом работы, должна понимать, что криком делу не поможешь, чувства и эмоции показывают не через ор, а через актерскую игру, которая может (и должна) существовать даже во время пения.

Ростислав Колпаков медленно, но уверенно перекочевал в команду Того-О-Ком-Либо-Хорошо-Либо-Никак. Фанаты начнут бросаться грудью на амбразуру: это он из роли, из роли, ну, вот роль такая. Вот только роль эта тянется и кочует из спектакля в спектакль: усталое, типа загадочное лицо, таинственный голос. Да, поет он, конечно, великолепно (хотя и здесь Тот-О-Ком-Либо-Хорошо-Либо-Никак передает ему привет: появилось у человека явное самолюбование), но хочется еще и актерскую игру видеть, коей, увы, у него в последнее время нет.

Порою возникал вопрос, какой пяткой, коленкой утверждали артистов. Постановщики не слышали волшебный вокал Ивана Васильева в верхних регистрах? Или так и задумано было, чтобы человек срывал голос и все равно не попадал в ноты, а зрители морщились от творящегося над ним насилия? К актерской составляющей вопросов нет.

Также как нет претензий к игре Артема Яковлева, Мананы Гогитидзе, Андрея Карха (про Романа Графова написала выше). Но прошу не путать актерскую игру с персонажами, винтиками, спектакля. Именно этих героев (Карл I - в меньшей степени) сделали шутами гороховыми. Постановщики, вы бы определились, чего хотите - чтобы зрители, как обезьянки, дружно хлопали в ладоши, когда им со сцены говорят это сделать, превращая спектакль (!) в, лучшем случае, в концерт артиста, которому нравится манипулировать толпой и чувствовать свою власть и превосходство над ней, в худшем - в третьесортное действо, которое иначе, как балаганом, назвать нельзя. И все это, не забываем, на фоне разворачивающейся перед нами любовной драмы всех времен и народов. Сказать, что получился диссонанс - не сказать ничего.

Кто-то может решить, что я против фарса как жанра. Ни в коем случае. Это такой же жанр, как все остальные, и имеет право на существование. Но только об этом нужно предупреждать зрителя. Зачем анонсировать спектакль как серьезное произведение, когда по факту зритель придет не на это? Пожалуй, в этом главная ошибка создателей.

Также я пыталась понять, какова целевая аудитория сего мероприятия. Если массовый зритель, то он вряд ли по достоинству оценит раскинутые по всему спектаклю пасхалки. Тот же Ле Дюк с его "Добрый вечер" заставил смеяться только тех, кто в теме, рядовой зритель сидел с каменным лицом и в недоумении, почему другие смеются. Если мюзикломан, то ощущение вторичности и голимого китайского ширпотреба удивляет и отвращает, и невольно задаешься вопросом: поклонников жанра совсем за дураков, лопающих любое *** на палочке, считают? Пожалуй, потенциальному зрителю лучше все же быть не в теме мюзиклов, тогда, возможно, психологическая травма будет не столь глубокой.

Ложка меда в бочке дегтя: балет "Мюзик-Холла" прекрасен! Он явно живет своей жизнью, которая очень качественная, и смотреть хотелось только на него.

Ну, и совсем в заключение. Уже не про спектакль, а просто наблюдение. Мне всегда больно видеть на поклонах артистов из других городов: зрители никогда не дарят им цветов. Неважно, играет артист главную роль или роль второго плана. Особенно удивительно, когда артист известен в обеих столицах (мюзикломаны же кочуют из столицы в столицу). И вот приезжает артист, волею судеб, в другой город, а его не отмечает никто на поклонах. Просто хочется пожелать этим артистам не обращать на это внимания. А я, в свою очередь, в очередной раз подумала о том, что надо по-журналистки продвигать московских, участвующих в питерских постановках. Займусь этим в новом сезоне.

п.с. Я понимаю, что жестко прошлась по любимчикам публики. Сразу предупреждаю: за все необъективные фанатские комментарии с заламыванием рук буду отправлять в бан (предупреждаю сейчас - первый и последний раз). Все упомянутые здесь артисты мне симпатичны и, поверьте, писать об этом было непросто. Приветствуется только конструктивная критика.

Мюзиклы
8721 интересуется