О дате 15 июня вспомнил историк Юрий Флыгин. В этот день в 1865 году царские войска штурмом взяли Ташкент, о чем сегодня напоминает часовня Георгия Победоносца.
-Это событие явилось одним из самых значительных в эпоху “Туркестанских походов”, результатом которых стало присоединение большей части Средней Азии к России (предвижу, как при слове “присоединение” некоторые готовы бежать с пиками наперевес, брызгая слюнями и заклиная — завоевание, завоевание, никакого присоединения; спорить тут нет смысла и желания, только совет — откройте Толковый словарь русского языка, познакомьтесь со всеми значениями слова “присоединение” и может быть вы перестанете ломиться в открытую дверь).
Понятное дело, такие события не могут иметь одинаковой оценки, противоречивые мнения неизбежны. Можно дискутировать, как говорится, до посинения. Событие действительно изменило судьбу Средней Азии. И, убежден, больше в лучшую сторону, например, был положен конец рабству и непрерывном междуусобным кровавым войнам.
Сейчас не об этом. О памятнике.
Строительство часовни во имя Георгия Победоносца было завершено в 1886 году. Она явилась мемориалом для 64 российских солдат и офицеров, погибших при штурмах 1864 и 1865 годов (похоронено на самом деле 62 человека, захоронения двоих находились в других местах, но имена их тоже указаны на надгробной плите). Она сохранялась все годы, но обветшала очень сильно и могла совсем разрушиться.
Кроме того, что часовня была мемориальным памятником, обладала сакральным значением, ведь она еще и является самым старым объектом Русской Православной Церкви в Ташкенте.
Три года назад часовня была отреставрирована на средства российского бизнеса в Узбекистане (Трубный завод имени бывшего директора Гальперина, который и был инициатором проекта). Узбекские власти к их чести пошли навстречу.
Иногда читаю в соцсетях — вот завоевателям есть памятник, а защитникам? В принципе, такая мысль имеет право на существование и реализацию. Но вообще-то и защитникам давно памятник существует (в соответствии с исламской традицией) — на соседнем мусульманском кладбище Камалон.
Но если есть желание сделать что-то еще, какие проблемы?