«Эмиль Гургенович, расскажите про стоматологию на Западе, особенно про ортопедическую стоматологию, как ортопеды там работают с зубными техниками: какие там зуботехнические лаборатории, тоже небольшие или, наоборот, этакие фабрики по производству различных зубных протезов, устанавливают ли в небольших кабинетах имплантанты или это прерогатива крупных клиник? Очень интересно».
Про западную стоматологию могу рассказать очень много, т.к. раньше ездил по несколько раз в году и просто гулять там, и учиться. Насмотрелся много разного, есть с чем сравнить. Опишу наиболее общие факты (в каждой стране, естественно, могут быть и отступления).
Большинство стоматологий на Западе — частные кабинеты на одно, максимум два кресла. Есть и большие клиники на несколько этажей, но это настолько единичные случаи, что о них знает вся страна и туда возят туристов смотреть.
Практика, как правило, передается по наследству или продается, когда врач постарел, а наследников, желающих продолжить бизнес, нет. Просто взять, купить помещение и устроить там стоматологию, нереально, т.к. количество врачей регулируется ассоциацией и вам не дадут лицензию без ее одобрения. Примерно такая же ситуация как с гондольерами в Венеции. Жди, пока кто-то умрет, выйдет из бизнеса или согласится продать тебе свою гондолу вместе с лицензией.
Это приводит к жуткому дефициту врачей и огромным очередям. Во многих странах, чтобы попасть на прием, нужно записываться за несколько месяцев вперед. Ассоциацию это полностью устраивает — не нужно гоняться за пациентами, они сами гоняются за врачами. Чаще всего ходят к врачу, который ближе к дому. Ездить на другой конец города предпочитают немногие, поэтому рекламы стоматологических услуг, как у нас, практически нет. В некоторых странах она даже запрещена.
Что касается качества, то все очень и очень разнится в зависимости от врача. Если сравнивать средний уровень стоматологии по стране, то у нас пока что он еще отстает от среднего уровня в Европе и Америке тоже. Но если смотреть по отдельным врачам и клиникам, то большинство наших серьезных частных заведений на голову круче, чем любой кабинет на Западе.
Во-первых, покупать дорогостоящее оборудование (компьютерный томограф, например) на одно кресло — дорого, а окупается оно очень и очень долго. Поэтому до сих пор в большинстве кабинетов есть только прицельные снимки, из которых они складывают потом двухмерную картинку, пытаясь объяснить, что это круто, разными теориями. Но мы-то знаем, что круче КТ ничего нет.
Как-то коллега из Германии приезжал к нам в клинику и долго ошарашенно бродил по коридорам (у него ни одного коридора нет — маленький холл и из него двери в кабинет, туалет и комнату отдыха). Потом сказал: I have a dental office in the USA, and you have a dental palace here (у меня в США стоматологический кабинет, а у вас тут стоматологический дворец). И он прав. Там все подчиняется целесообразности, никаких излишеств. Никаких фонтанов в холле, секретарш в коротких юбках, суперсовременного дорого ремонта и т.д.
Во-вторых, один врач не может делать все сразу. А потому, если он не делает имплантацию, к примеру, то он должен либо отправить пациента к другому врачу (а пациент ведь может от него и не вернуться), либо выбрать другой вид протезирования (мосты, съемные протезы). Догадайтесь, что выберет врач? Конечно — заработать денег наиболее простым и быстрым способом.
Поэтому я сам лично видел, как пациенту в 26 лет пилили два интактных зуба под мост только потому, что врач не хотел отправлять его на имплантацию к конкурентам.
То же с ортодонтией. Врач, не занимающийся брекетами, как-то долго объяснял пациенту, что брекеты — это долго и дорого, а потому лучше поставить коронки на все зубы, чтобы выровнять прикус.
Что касается работы зубных техников, то ортопеды уже не первое десятилетие работают с удаленными лабораториями, т.к. содержать собственного техника накладно да и физически не прокормить его с одного кресла.
Я вот, избалованный наличием личного техника, с которым работаю уже больше 20 лет, с трудом представляю, как можно не позвать его к креслу, не обсудить с ним план протезирования, не подобрать цвет, чтобы он своими глазами посмотрел на мельчайшие особенности зуба, которые ни одна фотография не передаст. Можно в течение часа изменить форму коронки, если она не подошла, подправить цвет, отглазуровать работу, если пришлось чуть подпилить по прикусу, и т.д. Все это очень сильно влияет на качество, скорость и результат.
На Западе про это почти не слышали. Работают, за крайне редкими исключениями, с лабораториями, которые могут находиться не только в другом районе города, но и вообще в другом городе или стране. Благо почта «овернайт» позволяет отправлять и получать посылку в течение суток в любую точку, независимо от географии. Знаю случаи, когда немец работал с китайцами (потом, правда, чуть не посадили его за это), американец с бразильцами и т.д.
А вот лаборатории там, в отличие от стоматологических офисов, как раз обычно большие и серьезные. Набирают много-много техников и одна лаборатория может работать сразу с десятками, а то и сотнями врачей. Это позволяет оснащать их чем угодно. Причем из-за очень большой проходимости, оборудование быстро изнашивается и заменяется на еще более современное и крутое.
Но никогда не нужно забывать, что из всего бывают исключения. Например, российские аналоги, когда бывшие российские стоматологи работают как хотят, где хотят и иногда даже безо всякой лицензии.