Найти тему
Домыслы Обломова

Появятся ли обещанные самолёты в 2025 году?

Цех окончательной сборки Ту-204. В лучшие годы.
Цех окончательной сборки Ту-204. В лучшие годы.

Как это водится в нашей стране, уже подзабыли требование первого лица государства о поставке отечественных гражданских самолётов. Этого было в начале года. 2023-го. План Минпромторговли был свёрстан молниеносно: к 2025 году поставить 18 МС - 21, 42 - SSJ-NEW и 11 ТУ - 214.

И тут начинают одолевать смутные сомнения.

Принимаем во внимание, что полгода прошло и в этом году будет выдан ну один Ту - 214, а МС - 21 с двигателем ПД - 14 всё ещё на испытаниях, а SSJ-NEW ещё не испытывался, то, чтобы выполнить требование первого лица государства и выдать к 2025 году обещанное потребуется совершить не иначе, как рывок. А времени на раскачку нет.

(Ту -214, или иначе Ту -204 -200, производится на Казанском авиазаводе в единичных количествах, производство же Ту -204 в Ульяновске свёрнуто).

Возможно, один из тех самых рывков, о которых мы постоянно слышим.

На Ту - 214 идут двигатели ПС - 90, также, как и на Ил - 76. Ульяновский "Авиастар - СП" мечтает выйти на годовую программу с 5 до 12 Ил -76(раньше мечтали о 18 машинах, а в советские времена - 5 - это месячная норма). А это 48 двигателей. А тут ещё появляется новый потребитель. Не так то просто нарастить в сжатые сроки производство - получается, что в 3 раза - при дефиците оборудования и специалистов. Так ещё параллельно надо производить ПД - 14.

Получится ли? Посмотрим.

Но и это ещё не всё. Самолёты надо комплектовать различными системами: навигация, кондиционирование, гидравлика и пр. и пр.

А от производителей авиационных комплектующих остались только вывеска, юридические адрес и офис. Одно дело изготовить ту или иную систему в единичном количестве без лимита сроков и стоимости, другое дело серийное производство в определённый срок и не по запредельной цене.

А изготовление некоторых комплектующих придётся начинать с нуля.

Вот потому и приходится конструкторам закладывать импортные комплектующие - ГИЗы.

Это Минобороны и правительственный отряд не придирчивы к цене. А как посмотрят коммерческие авиакомпании?

Слышал я, что мечтают уже о 20-ти Ту- 214 в год. А это значит... Это значит, что придётся повторить по новой всё то, что было сделано в конце 80-х для серийного выпуска Ту-204.

Представляю, в каком напряжение находится руководство Казанского завода. Потребуется дополнительное оборудование, оснастка. Всё это закупить, изготовить, установить.

А персонал? Станочники, сборщики. Чтобы собирать по одному самолёту в год, пока хватает предпенсионеров и пенсионеров. Где взять новых специалистов?

А сейчас по всей стране наблюдается дефицит рабочих кадров. Так их ещё надо обучить.

Предупреждал же 30 лет назад Е.Гайдар, что авиастроение требует много денег и высококвалифицированных специалистов.

Так что, планы Мантурова кажутся несбыточными.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Возможно, Мантуров знает больше, чем о нём думают. Что-то есть в нём от хитромудрого Ходжи Насреддина.

Что же, будем наблюдать.