Найти в Дзене
Две Войны

«Увидеть тут русские танки не ожидал никто! У немцев началась паника»- как 24 танковый корпус устроил рейд в полном окружении

Оглавление

Рейд 24-го танкового корпуса генерала Баданова, совершённый в декабре 1942 года в Волго-Донских степях, несомненно, был героической операцией. 24-й танковый корпус совершенно заслуженно был преобразован во 2-й Гвардейский танковый корпус и получил почётное наименование Тацинского.

Его командир Василий Баданов стал первым в стране кавалером ордена Суворова (II степени). Многие солдаты и офицеры по итогам рейда были удостоены высоких боевых наград. В том числе, звание Героя Советского Союза (посмертно) было присвоено 26-летнему комбату, капитану Михаилу Нечаеву.

Результаты рейда, как это водится, оцениваются в советских и немецких источниках совершенно по-разному. А правда (тоже, как всегда), находится где-то посередине этих оценок.

Каковы же эти оценки? Давайте посмотрим сразу.

У наших историков:

«За 10 дней боёв было истреблено 11.292 офицера и солдата противника, 4 769 человек взято в плен. Воины корпуса уничтожили 106 орудий, подбили и сожгли 84 танка, уничтожили 431 самолёт.
Своими активными действиями 24-й танковый корпус сыграл существенную роль в выполнении задачи не только 1-й гвардейской армией, но и Юго-Западным фронтом в целом. В ходе преследования врага он прошёл с боями около 240 км и нанёс противнику большой урон.
Захват советскими танкистами аэродрома в Тацинской и уничтожение на нём большого количества транспортных самолётов существенно усложнили снабжение немецко-фашистских войск, окружённых под Сталинградом, и ускорили их капитуляцию.
Корпус Баданова держал оборону в районе Тацинской до ночи с 28 на 29 декабря, и только после получения приказа Ватутина на отступление вышел из полуокружения, в полном порядке отошёл в Ильинку, а через несколько дней уже успешно атаковал Морозовск».
(«Военно-исторический журнал» № 11 / 1987 год)

У историков западных:

«24-й танковый корпус русских был полностью уничтожен. 48-й танковый корпус оставил рубеж реки Чир и двинуться на 140 км к западу, к Тацинской, где гвардейский танковый корпус русских овладел аэродромом западнее станицы.
Одновременно, 6-я танковая дивизия контратаковала русских севернее Тацинской, закрыла брешь в линии фронта и отрезала пути отхода прорвавшимся. 11-й танковой дивизии поручалось уничтожить отрезанные русские войска.
Гвардейский корпус русских, окружённый 11-й танковой дивизией, посылал по радио отчаянные просьбы о помощи, причём большинство из них открытым текстом. Однако всё было напрасно. Генерал Бальк и его части неплохо потрудились, и все окружённые войска были либо уничтожены, либо захвачены в плен».
(Фридрих Вильгельм фон Меллентин «Танковые сражения 1939-1945 гг.: Боевое применение танков во Второй мировой войне).
Василий Баданов. Фото в свободном доступе.
Василий Баданов. Фото в свободном доступе.

Ход событий на самом деле

Для советского командования не было секретом, что немецкие транспортники Ju.52 снабжают сталинградскую группировку немцев только с бетонного аэродрома в Тацинской. И то, что в случае его потери снабжение это очень сильно просядет.

17 декабря 1942 года пехота Юго-Западного фронта прорвала позиции итальянской 8-й армии у Верхнего Мамона, и в этот прорыв был введен 24-й танковый корпус. Он тут же начал обгонять стрелковые части и быстро от них оторвался.

Генерал Баданов имел в своём распоряжении 148 танков на ходу в трех танковых бригадах, плюс мотострелковую бригаду и дивизион реактивной артиллерии. Но с самого начала рейда пошли традиционные перебои в снабжении топливом. Своих тыловых средств у корпуса не имелось. А тыловые средства отдельных бригад не были рассчитаны на действия в глубоком тылу врагу с отрывом от баз снабжения фронта. Поэтому вперёд продвигались не без досадных остановок.

На первом этапе рейда бои велись с отступающими итальянцами. Их колонны советские танкисты громили, но вовсе не играючи, как это сегодня принято думать: доведённые до отчаяния итальянцы часто огрызались, и наносили потери.

Своей авиации в небе танкисты Баданова не видели. А вот фраза «противник группами по 7−12 самолётов бомбит и штурмует» постоянно встречается и в журнале боевых действий, и в Отчёте корпуса.

Мотострелковая бригада корпуса Баданова была моторизованной только в теории. На деле же, как констатирует Отчёт:

«из-за отсутствия положенного по штату автотранспорта двигалась пешим строем, совершая в пути форсированные марши до 50 км».

Уже 21 ноября 1942 года танкисты нанесли первый удар люфтваффе: на посадочной площадке в Криворожье был расстрелян танками пытавшийся взлететь «Мессершмитт».

Т-34 давит немецкий самолёт. Фото в свободном доступе.
Т-34 давит немецкий самолёт. Фото в свободном доступе.

Пройдя с боями 20 км, 23 декабря корпус вышел к Тацинской. В журнале боевых действий – неприятная фраза: «Корпус испытывает острый недостаток в горючем».

В ночь с 23 на 24 декабря части корпуса скрытно обошли станицу с запада и востока и атаковали её. Оборона, которая казалась немцам прочной, танкистов Баданова не удержала.

Разгром немецкого аэродрома

130-я танковая бригада ворвалась на аэродром уже к 9-ти утра. Лётный состав немецких транспортников этого совершенно не ожидал. Увидеть здесь русские танки не ожидал никто. Началось повальное бегство самолётов с терпящего бедствие аэродрома, и их нещадное уничтожение танками.

Советским танкистам пришлось прорываться сквозь огонь немецких зениток, переведённых на прямую наводку. Поэтому многим немцам удалось взлететь. Но как минимум 46 исправных самолётов противника были уничтожены вместе с экипажами. Эту цифру сами «вечно побеждающие» в своих мемуарах немцы дают.

Наши рассказы о сотнях уничтоженных самолётов – это не басни, а тоже правда. Танкисты записали на свой счёт ВСЕ расстрелянные ими самолёты – в том числе и большое количество неисправных, и стоящих в «железном ряду» – которые списаны из-за тяжёлых повреждений, стоят в длинном ряду и используются в качестве доноров запчастей.

Немцы, как и сказано у Меллентина, устремились к потерянной Тацинской и отрезали 24-й танковый корпус от снабжения. На ходу у советских танкистов осталось всего 58 танков из изначальных 148-ми.

Заправлять их было нечем. Боеприпасы быстро кончались. Дошло до того, что атаки немцев наши отбивали из трофейных орудий. С наших самолётов обороняющемуся корпусу сбросили 450 снарядов. Этого было мало.

⚡Во время войны руководство СССР провело испытания с трофейными танками Германии, Британии, США и СССР: результат всех удивил!

Погром на аэродроме в Тацинской в картинах советских художников. Фото в свободном доступе.
Погром на аэродроме в Тацинской в картинах советских художников. Фото в свободном доступе.

Солярки на аэродроме не было, только бензин. Инженер-полковник Орлов распорядился заправить Т-34 смесью из бензина и масла. На этой суспензии и пошли в прорыв.

В 11.30 28 декабря Баданов получил санкцию Ватутина на прорыв, и в тот же день, ещё раз опрокинув немцев, вышел из их неплотного кольца окружения. Западные историки пишут, что из окружения не вырвался либо никто, либо «всего 12 советских танков».

На самом деле, согласно Отчёту корпуса, 30 декабря, после прорыва, в нём оставалось 43 танка на ходу. Плюс ещё 12 – нуждающихся в ремонте. 46 значатся потерянными при боях в Тацинской, 33 – в других местах. Ещё 23 танка значатся отставшими в пути по техническим неисправностям.

4 769 пленных – тоже достоверная цифра, поскольку их принял НКВД.

Бадановский корпус непрерывно воевал, 11 дней находясь в прорыве, без нормального снабжения горючим, под безнаказанные бомбёжки вражеской авиации. Но задачу свою выполнил. И это, безусловно, был подвиг.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!

А как вы думаете, почему не могли наладить снабжение корпуса?