Имя русского художника второй половины XIX – начала XX века Алексея Харламова мало известно ценителям живописи. Однако в последнее время неожиданно возник интерес к его живописным полотнам.
Заново открывается мир этого удивительного художника, наполненный красотой женских и детских лиц, удивительными образами его современников, среди которых, между прочим, Иван Тургенев и Полина Виардо.
А ведь Харламов, ставший художником и проживший большую часть жизни в Париже, был выходцем из крепостных крестьян. Начало его жизни в 1840 году было трагическим: родители были проданы владелицей крепостных вместе с грудным Алёшей, они были разлучены со старшими детьми (а их было семеро!) навсегда.
Семья всё-таки получила свободу через 10 лет в 1850 году и переехала в Петербург. Именно с этого момента для талантливого мальчика открылись перспективы для того, чтобы начать учиться живописи.
Платить за обучение было нечем. Поэтому пришлось обратиться за помощью к вольнослушателю Академии художеств Владимиру Афанасьеву, который давал уроки мальчику, а уже в 14 лет подросток сам начал посещать академические занятия.
Это был шанс для того, чтобы жизнь пошла совершенно по-другому, и он его не упустил, поскольку оказался не только одарённым, но и очень старательным учеником: его успехи отмечались золотыми и серебряными медалями, он был удостоен права на пенсионную поездку за границу, которую устроила Академия.
Чтобы увидеть больше картин, полистайте галерею.
Путешествие по разным европейским странам очень многое открыло для художника, которому было уже 30 лет. Остановившись в Париже, Алексей решил брать частные уроки. Его учителем стал довольно модный и успешный живописец Леон Бонн. Именно его полу классическая-полу романтическая манера была воспринята русским художником, взята им на вооружение и сохранялась в его творчестве до конца жизни, так же как и тематика его живописных произведений.
Надо сказать, что карьера Харламова начала стремительно развиваться не без участия Ивана Сергеевича Тургенева, который высоко ценил его талант и даже заказал ему собственный портрет и портрет оперной певицы Полины Виардо.
Стараниями Тургенева и супругов Виардо была организована кампания в прессе: на работы художника, которые выставлялись в Салоне в 1875 году, были даны превосходные рецензии. При этом художник не забывал и о своих связях с Россией. Он ещё в 1872 году вступив в Общество передвижников, отправлял на их выставки свои работы.
Другие картины художника можно посмотреть, полистав галерею.
Однако то, о чём «говорила» живопись Харламова, не могло устроить русскую публику. Содержание картин передвижников разительно отличалось от того, что было изображено на полотнах художника. Эти объясняется довольно небольшой интерес к его работам. Поэтому он, побывав на родине, вновь отправился во Францию, теперь уже навсегда.
Алексей Харламов жил и работал в Париже, где у него была своя мастерская. Этот город стал ему очень близок, здесь у него были почитатели. Кроме того, некоторые его работы были свидетельством того, что художник наделён настоящим талантом. Неслучайно одна из его работ привлекла внимание английской королевы Виктории, которая увидела её на выставке в Глазго. Он не страдал от отсутствия заказов, у него была модная студия. В целом его жизнь складывалась вполне успешно, но так продолжалось до поры до времени.
Посмотрите и другие картины, полистав галерею.
Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!
Уже начинался ХХ век, век грандиозных перемен, открытий и экспериментов во всех сферах науки и культуры. Коснулось это и живописи, которая претерпевала масштабные изменения. Однако эти «игры» с цветом, светом, формой, содержанием живописных полотен были для Алексея Харламова неприемлемы, поэтому он оказался от них в стороне.
Всё, что составляло творческое наследие художника, было завещано его подруге, оперной певице Фелии Литвинн, с которой он был близок долгие годы. Она была рядом с ним до дня его смерти (художник умер в 1925 году).
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!