Частный музей Фаберже в Петербурге интересен не только коллекцией ювелирных изделий знаменитой фирмы, в том числе «тех самых», знаменитых пасхальных яиц Фаберже. Довольно неожиданно, там выставляется около двух десятков произведений живописи, в основном конечно русской, но и немного французской. По какому принципу подобраны произведения не сообщается. Я подозреваю, что по принципу принадлежности к коллекции владельца. Его имя не особо афишируется, но думаю, что при определённых усилиях по поиску в сети, помноженных на догадливость, установить ФИО довольно нетрудно. Впрочем, в мои интересы это не входило. Я просто хочу представить вашему вниманию обзор живописной коллекции музея Фаберже. Вдруг кого-то заинтересует, да и картины не самые известные, может быть кто-то что-то ещё не видел.
Более-менее в хронологическом порядке
Как жаль, что этот замысел так и остался на уровне эскиза. Карл Брюллов. Месса в базилике Санта-Мария-Маджоре по случаю возвращения в Рим папы Пия IX. 1850. Эскиз:
Владимир Аммон (1826-1879). Вид на Академию наук и Дворцовую набережную в Петербурге. 1850:
Иван Айвазовский. Вид на озеро Севан. 1860:
Иван Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891:
Иван Айвазовский. Ночная переправа через Днепр. 1897:
Как видите, картин И. К. Айвазовского несколько (и это я ещё не все выложил, некоторые фото откровенно не получились, а в сети нет). Учитывая то, что коллекция безусловно формировалась в 90е не отсюда ли пошла байка о том, что наши «малиновые пиджаки» охотно скупают Айвазовского. Впрочем, на моё отношение к художнику сей факт никак не влияет.
А вот почтенный депутат римский сенатор выбирает, куда инвестировать нажитые непосильным трудом денежные средства. Купить девушку или вазу.
Генрих Семирадский. Женщина или ваза (Сложный выбор) 1887:
Генрих Семирадский. Канатоходка. 1898:
Я долго сомневался, стоит ли выкладывать следующую картину. Лично меня «приводит в неспокойное состояние души» подобного рода слезливо-сентиментальная халтурка (халтурка не в смысле плохо сделанная работа, а в советском смысле – подработка, калым). «Извините что мы к вам обращаемся, сами-то мы не местные». Сиротская нудятина в электричках.
Алексей Харламов. Кузнечик. 1894:
Оставил только ради объективности, а свои кровожадные инстинкты по отношению к подобного рода живописи удовлетворил не включением в обзор «Суда Париса» Константина Маковского – тошнотворная салонная пошлость. Пошлость не потому, что там есть обнажённая женская грудь, а из-за стилистики - типичные розовые сопли в кружавчик.
Ладно, хватит о плохой живописи, вот вам лучше настоящая. Это просто чудо, причём пейзажное, от художника, обычно считающегося «жанровым», «бытовым».
Григорий Мясоедов. Лесная речка. Около 1890:
Ещё один бесспорный шедевр.
Василий Поленов. Задворки. 1892:
А как вам такое чудо?
Сергей Виноградов. Вид на Московский Кремль. 1912:
В коллекции есть не только русские художники, но и немного французов.
Пьер Огюст Ренуар. Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже, 1893:
Анри Ле Сиданэ (Франция). Порт Ландерно. 1914:
Анри Мартен. Сен-Сирк-Лапопи. Около 1930:
Под занавес, ещё два безусловных шедевра.
Константин Коровин. Лето в Гурзуфе. 1917:
Константин Горбатов. Цветы на веранде:
Как вам живописная коллекция главного ювелирного музея Петербурга?