Новый гость моей любимой рубрики – Ильдар Гайсин – ведущий научный сотрудник Башкирского заповедника, кандидат биологических наук.
Ильдар закончил Башкирский государственный аграрный университет, ему 45 лет. Родился в посёлке Саргая, но с 2014 года живёт в Старосубхангулово – административном центре Бурзянского района Башкортостана. В этом году Ильдар был награждён нагрудным знаком «За заслуги в заповедном деле».
О работе
– Как вы попали на работу в ООПТ?
– Я родился в посёлке Саргая, где находится Центральная усадьба заповедника. Здесь же работали дед и отец, так что я потомственный сотрудник ООПТ.
Дед проработал всю жизнь государственным инспектором, жил в кордоне вместе с бабушкой, а я проводил у них лето. Во время учётов туда приезжало много научников, студентов, других сотрудников, которые нередко брали меня с собой на работы. Отец тоже часто возил меня в лес.
Мне это очень понравилось, зародилась любовь к дикой природе. Получается, я с детства видел, что такое заповедная работа, охрана, научные исследования и наблюдения. Именно поэтому скорее всего и пришел работать в заповедник. Но сразу в науку пойти не смог – работал в других отделах, поэтому организацию знаю изнутри.
– Расскажите о своей должности и работе
– Когда я пришел в Башкирский заповедник, устроился начальником метеорологической станции. Здесь проработал недолго, потому что уволился и уехал в город попробовать себя в другой области. Пожалел, через 5 лет вернулся и около трёх лет отработал в отделе эколого-просветительской деятельности, а с 2012 года перешёл в научный отдел.
Мне очень нравится моя работа. Я дендролог, изучаю деревья. Сфера моих интересов – постпирогенные сукцессии, климатогенная динамика, дендрохронология и другие динамические процессы, происходящие в лесах.
Условия работы:
- предоставляют место в общежитии, со временем могут дать полноценное жильё
- ежегодное медобследование
- отпуск 28 дней + 6 дней за работу на пожарах + 4 дня за ненормированный рабочий день.
- есть дополнительные отпуска для кандидатов и докторов наук, доноров, многодетных семей.
- без проблем дают отгулы
– Сколько зарабатываете в среднем? Хватает?
– Скажем так, во всех бюджетных учреждениях, конечно, зарплата не очень большая, но в принципе хватает. В заповедниках зарабатывают ниже, чем в среднем по региону.
– Опишите свой типичный рабочий день
– В зимнее время график свободный: провожу обработку материалов за полевой сезон, и нет такого, что я должен сидеть целый день в кабинете. Есть сроки, в которые нужно сдать отчеты и мероприятия, когда мы обязательно должны быть на рабочем месте.
В летнее время ненормированный рабочий день: можем выехать в 7 утра, а вернуться поздно, остаться с ночёвкой или уехать в командировку. Пока позволяет погода, нужно быстро собрать научный материал.
– Часто видите животных в дикой среде?
– Да, конечно, часто приходится видеть. В основном это копытные и хищники.
Хочу рассказать об одной вещи – когда нахожусь в лесу, я чувствую, если за мной кто-то наблюдает. Шёл я как-то с опережением по зимнему маршруту, оставалось немного, шлось легко. Я знал, что за мной приедут на снегоходах, поэтому сел выпить чаю и перекусить. И тут почувствовал, что на меня кто-то пристально смотрит. Оглянулся – никого не заметил. Потом резко встал, обернулся и увидел напротив на холме стаю волков, откуда на меня внимательно смотрел их вожак. Я выстрелил из сигнала охотника в их сторону, они убежали. Не очень люблю ходить с ружьём – лишний груз и бумажная волокита.
Есть второй подобный случай, который запомнился. Я проводил какую-то работу в лесу и почувствовал на себе взгляд. Глядел по всем сторонам, но никого не видел. Потом я заметил дупло, а там маленького змеёнка. Он очень пристально на меня смотрел, как на объект охоты, аж мурашки по спине побежали. Наверное он был голоден, хотел мной перекусить.))
– Какое событие запомнилось больше всего?
– Самым запоминающимся днём была встреча с моим научным руководителем.
Приехали из города Екатеринбург сотрудники, сказали, что нужно будет их сопроводить по территории. Я с утра оделся в полевую форму, пришел в гостиницу, где они размещались. Вышел ко мне улыбчивый мужчина – Павел Моисеев. Сказал, что его интересует горные леса, экотонные сообщества лесов Южного Крака. Рассказал, какие районы его интересуют.
Мы поехали, беседовали с ним на разные темы. Это очень эрудированный, умный человек с тонким чувством юмора. Павел Александрович спросил о моих интересах (в то время это были только пожары) и предложил совместную работу. Так я написал диссертацию по динамике лесов в экотоне лесов и горных степей, которые распространены в Башкирском заповеднике.
Мы стали большими друзьями. И если свои первые шаги как работник на территории заповедника я делал с папой, который научил меня жить, отличать зло от добра и как вести себя с людьми, то в научном деле могу назвать отцом Павла Александровича Моисеева, вместе с которым я сделал первые шаги в большую науку.
Вакансий много. На сегодняшний день, как и во всех заповедниках, очень не хватает научных сотрудников: орнитологов, ботаников, микологов, герпетологов. Инспекторы и работники по уходу за животными тоже нужны. Пишите bgpz-karat@yandex.ru или звоните +7 (347) 553 19 33.
Туризм
Башкирский заповедник находится в центре Южного Урала, почти на границе Европы и Азии, среди живописных гор и бескрайних лесов. Здесь бывает около 5 тысяч туристов в год, иностранцев мало. Все тропы и инфраструктура рассчитаны на летнее время, но красивые виды можно застать круглый год.
На территории имеются гостевые домики, а летом обустраивается палаточный городок. В заповеднике оборудованы три маршрута: историко-экологическая тропа «Башхырт» с видом на горные вершины, историко-геологическая тропа «Змеевик» и маршрут «Арадый» с подъёмом в горы, где открывается чудесные панорамы с шести смотровых площадок. Для туристов также доступны Музей природы, экоцентр «Башхырт» и демонстративно-экспериментальная площадка с маралами.
– Зачем на ваш взгляд ехать именно к вам?
– У нас заповедник уникальный, как и все ООПТ. Есть музей, пешие и конные маршруты разной сложности, организовываем сплавы на сопредельной территории. Для тех, кто любит совсем дикую природу, есть стоянки в лесу без инфраструктуры.
Вообще хребет Крака и светлохвойные леса – удобные для туристов, просматриваемые. Здесь мало клещей, комаров и мошкары. Воздух насыщен фитонцидами, дышится легко – хорошо для тех, у кого есть болезни лёгких. Сама атмосфера располагает к легким пешим походам. Чего-то эксклюзивного нет.
– Работают ли научные сотрудники с туристами?
– Работают, но мало. В летнее время у нас совсем другие задачи – полевые работы, набор материала, проведение исследований. Я считаю, что научные сотрудники не должны работать с туристами. Нас привлекают, если приезжают учёные или посетители хотят, чтобы их сопровождал научный сотрудник. Иногда в дежурство включают, когда отдел ЭПД не успевает – штат у нас небольшой.
О жизни
Семья Ильдара живёт в посёлке Старосубхангулово с населением около 5 тысяч человек. Здесь находится центральный офис заповедника. Аэропорта и ЖД нет, доехать сюда можно только по автодороге. Связь – Мегафон.
Это горный край, через который протекает самая известная река Башкирии – Белая. Люди занимаются здесь пчеловодством, скотоводством и земледелием. Хорошо развита деревообработка и изготовление столярных изделий, срубов.
– Расскажите, чем башкирский народ пользуется из даров природы?
– Сейчас, конечно, уже интеграция происходит, многие пользуются не совсем традиционными дарами. Вообще это сбор ягод, охота, рыбалка, бортевой дикий мёд. Грибы у нас стали собирать и есть только с приходом русских. У нас очень много блюд из конины, разные молочные продукты. Любим готовить на костре блюда из баранины с кореньями.
– Чем вы занимаетесь в свободное время?
Занимаюсь столярной работой. Последнее время увлекся туризмом – посещаю знаменитые исторические природные объекты Республики. За пределы ещё не выезжал. Мне нужно увидеть сначала всё здесь, а уже потом поеду дальше. Очень хочу увидеть знаменитые российские объекты, как, например, Байкал.
– Чего не хватает для комфортной жизни?
– Не сказал бы, чтобы я жаловался на жизнь. Мне нравится моя работа. Да, заповедное дело конечно недооценивается. Я думаю, что на сегодняшний день сотрудники заповедника получают очень мало, поэтому мы не можем сохранить ту преемственность поколений. Молодёжь-то приходит на работу, но с заповедником связывают свою жизнь единицы.
Я думаю, чем больше для человека давать возможностей, тем больше ему не будет хватать. Поэтому прошу Всевышнего, чтобы у меня, моих детей и супруги было здоровье – это самое главное. Остальное мне кажется – дело наживное. Счастье у меня всегда присутствует.
– Что для вас самое важное в работе? Что самое сложное?
– Самое важное – отношение к дикой природе человека. Любить её, бережно относиться к её богатствам, сохранению и популяризации.
Самое сложное – это набор команды, её удержание, сохранение преемственности и традиций ООПТ, передача того, что охрана наших богатств должна дойти до руководства страны и мирового сообщества. Мы должны понимать, что наша Земля одна. В Нью-Йорке даже поставлены часы, которые отсчитывают время до необратимых изменений на планете. У мира осталось около 6 лет, чтобы достичь важнейших глобальных климатических целей.
– Что нового вы для себя открыли, работая в ООПТ?
– Я родился здесь, поэтому для меня нового мало, но могу сказать про наблюдательность. Нельзя оценивать работника заповедника только по уровню образования (это, конечно, важно), ведь есть люди, которые проработали в заповеднике как мой отец и другие гос. инспекторы всю жизнь, и они обладают невероятной наблюдательностью. Это вырабатывается с годами. Они видят в природе всё происходящее и очень внимательно ведут дневники. По их записям можно написать летопись природы за целый год! У молодёжи нет этой наблюдательности.
Новым для меня стало то, что животные общаются, любят и понимают всё, что происходит, может быть даже больше людей.
Также, занимаясь изучением природных процессов как научный сотрудник, я понимаю: чем больше ты углубляешься в знаниях и наблюдениях, тем больше у тебя вопросов.
И ещё. Человек раскрывается в трудностях. Иногда ты думаешь, что он хороший, но в трудностях он ломается.
– Перечислите плюсы и минусы работы в заповеднике
Плюсы: свободный график, романтика, работа в дикой природе. Люди платят за то, чтобы посетить заповедники и парки, а мы здесь работаем.
Минусы: лишения, ненормированный рабочий день, выездной характер работы.
Для меня работа в заповеднике – сплошной плюс. Человек, работающий в заповедниках, не зря проживёт свою жизнь.
– Дайте совет тем, кто хочет начать свою карьеру в ООПТ.
– Давать советы это неблагодарное дело. Здесь есть особенности и могут работать не все, если вы любите природу – милости просим. Карьерный рост обеспечен.
ООПТ имеет свои особенности и человек, приходящий к такой работе, должен быть готов к ненормированному рабочему дню, постоянным выездам, полевой работе, лишениям благ цивилизации, иногда длительным. Молодежь сталкивается с этим и не выдерживая, уходит. Но, конечно же, и зарплата на это влияет.
– Что бы вам хотелось изменить в ООПТ? Одну вещь.
– Уровень финансирования. Должно быть это в зависимости от достигнутых результатов, но без этого любая работа не пойдет.
Благодарю Ильдара за уделённое время, искренность и интересный рассказ о жизни и работе в Башкирском заповеднике. Пожелаем ему удачи и новых путешествий по нашей необъятной!
Читайте другиие истории из жизни заповедных людей: