А ведь было такое, когда в Америке четверку группы " The Beatles" затмила наша советская четверка.
Тысячи людей собирались, чтобы увидеть этих могучих ребят, выдержавших тяжелейшее испытание – 49 дней на тонущей барже без еды и практически без питья! Они не только выжили, но и не потеряли человеческий облик, короче, они - не съели друг друга! В США еще помнили другие, страшные истории, случавшиеся во времена освоения дикого Запада.
Кто они - эти ребята? Советские "облико морале" или могучие люди с железным характером (гвозди бы делать из этих людей)? Целые стадионы собирались, чтобы поглазеть на них! Но парни не выглядели суперменами и, к тому же, были очень скромными. Сто долларов, которые выдали каждому на "красивую жизнь" они потратили на подарки родителям и очень хотели домой, к маме! Они не знали, что их ждет на родине, им было очень страшно, даже страшней, чем тогда, 17 января 1960 года, когда баржу "Т-36" с командой из четверых солдат-срочников унесло от курильского острова Итуруп в бушующий океан. Страха они не испытывали, все силы бросили на откачку воды из машинного отделения, залатали пробоину Они были уверены, что их спасут - советские своих не бросают, так их учили и в школе, и в армии. Не знали ребята, что на второй день на берег острова выбросило разбитый ящик из-под угля с бортовым номером "Т-36". Обломки нашли и решили, что баржа вместе с экипажем разбилась, налетев на скалы. Родным были отправлены телеграммы, что их сыновья пропали без вести.
Дни шли своим чередом: ребята заполняли судовой журнал, откачивали воду из трюма, ели один раз в день. На четвертый день, расстилая на столе газетку, Зиганшин увидел заметку и прямо впился в неё глазами. Лицо всегда неунывающего весёлого татарина посуровело: "Ребята, а ведь нас искать не будут"! В заметке сообщалось, что в этом районе Тихого океана Советский Союз будет проводить запуски ракет, поэтому там запрещено появляться любым судам - и гражданским, и военным. К заметке прилагалась схематичная карта региона., парни по звездам и направлению ветра прикинули и поняли, что баржа дрейфует аккурат в эпицентр ракетных испытаний. Ввели жесткий режим экономии, ели через день суп из одной картофелины, сваренной в морской воде. Когда закончилась картошка в ход пошли кожаные ремни, кирзовые сапоги и даже гармощка - в ней тоже были кожаные детали. Иногда обжаривали "кирзу" на сковородке с техническим маслом. Получалось что-то вроде чипсов.
23 февраля, в день Советской Армии, кто-то предложил отпраздновать этот день, съесть всё, что осталось и будь, что будет. Все были не против. Но тут их негласный капитан Зиганшин предложил: "А давайте лучше подарим себе ещё один день".
На сороковые сутки заметили первый корабль. Далеко, почти на горизонте, махали руками, кричали , пытались зажечь костёр - без толку. Корабли их не замечали, зато заметили акулы, кружили вокруг, как-будто ждали развязки.
7 марта услышали какой-то шум снаружи. Кто-то спросил; «Это только я слышу?». Но не могли же галлюцинации начаться одновременно у четверых? Поддерживая друг друга, с трудом они выбрались на палубу, а над ней самолет кружит! Потом появились два вертолета. Спустились, бросили веревочные трапы, пилоты стали знаками показывать, как подниматься, подбадривали криками. Казалось, вот она помощь, только руки протяни и мучениям конец, но ребята стояли молча, не двигаясь. Почему?
Не хотели принимать помощь от злейшего врага СССР (был самый разгар «холодной войны») или профессиональный долг не давал бросить баржу - как можно разбазаривать казенное имущество?!
Зиганшин вспоминал, что ему тогда больше всего хотелось, чтобы сверху сбросили продукты, топливо, компас и карты, а они сами как-нибудь добрались домой. Сейчас бы психологи сказали, что это был шок, вполне обычный в такой ситуации.
Все-таки, здравый смысл и боязнь остаться наедине с акулами, пересилил, и они оказались на авианосце ВВС США.
Американские моряки очень хорошо отнеслись к измученным ребятам. Носили чуть ли не на руках, делились одеждой, бутербродами. А вот тут Зиганшин заупрямился и категорически запретил своим парням есть бутерброды.
Специально прибывший врач, узнав об этом, сказал, обращаясь к Зиганшину: «А ты молодец, ты второй раз спас жизнь своим товарищам!» и поинтересовался, а откуда тот знает, что после голодовки нельзя есть твердую пищу. Наш герой ответил просто: «Читал Тараса Бульбу- там есть такой эпизод!».
Вот, такие они, герои! Их знала вся страна: им посвящали стихи, фильмы, песни:
«Зиганшин - буги, Зиганшин - рок!
Зиганшин съел один сапог.
Но сорок дней немалый срок -
Зиганшин съел второй сапог!»
А потом настало 12 апреля 1961 и героями стали другие!