Найти тему
Искра Кунгур Сайт

Наш кунгурский Сылвенский мост

Фото: Константин Беляев
Фото: Константин Беляев

Построенный в 1932 году, он существенно облегчил жизнь кунгуряков и органично вписался в архитектуру города.

Сылвенский мост по праву считается одной из достопримечательностей Кунгура. Следы на нём оставило не одно поколение кунгуряков. Своей историей и красотой он привлекает внимание краеведов и историков, художников и фотографов, поэтов и писателей.

О СЫЛВЕНСКОМ МОСТЕ написано немало. Из публикаций последних лет можно, например, отметить статьи Любови Долгоруковой «С третьей попытки построен мост через Сылву» («Искра», 5.06.2014)*, Ольги Ренёвой «Сылвенская переправа - автодорожный мост» (книга «Прогулки по купеческому Кунгуру» (Пермь, 2017). О том, как кунгуряки жили без моста и как его строили, рассказывают снимки, опубликованные в книге В.И. Чуприкова, О.А. Ренёвой «Исторический Кунгур в фотографиях» (Кунгур, 2021). В этой книге напечатана серия фото кунгурского фотографа Дмитрия Кузьмича Долгушева (1872 - 1942), запечатлевшего этапы строительства моста в 1928-1932 годы.

Наш земляк писатель Борис Рябинин (1911 - 1990), который, как известно, серьезно занимался фотографией, тоже запечатлел Сылвенский мост. Этот снимок можно увидеть в его фотоальбоме «Гор. Кунгур и его замечательные окрестности: фото Б. Рябинина - 1935», подаренном Кунгурской детской библиотеке вдовой писателя Леокадией Семёновной.

Рабочие, принимавшие участие в строительстве Сылвенского моста. 1932 год. Фото: Дмитрий Долгушев, книга «Исторический Кунгур в фотографиях»
Рабочие, принимавшие участие в строительстве Сылвенского моста. 1932 год. Фото: Дмитрий Долгушев, книга «Исторический Кунгур в фотографиях»

В недавно изданной книге Сергея Мушкалова «Кунгур 360» (Пермь, ООО «Раритет-Пермь», 2023) читатели также увидят мост, в том числе на рисунке «Кунгур. Мост через Сылву», выполненный рукой замечательного художника, нашей землячки Анны Ивановны Самойловских (1901 - 1986). В годы Великой Отечественной войны она работала медсестрой в одном из эвакогоспиталей, и в свободное время рисовала.

Интересные фотоработы из фондов Кунгурского музея-заповедника с изображением Сылвенского моста размещены на портале «Госкаталог музейного фонда РФ». Это снимки Бориса Павловича Монастырева (1962 год) - «Праздник молодёжи в ночном Кунгуре (Сылвенский мост)» и фотохудожника Раифа Абляшева (1979 год) - «Наводнение в Кунгуре. Сылвенский мост на улице Гагарина».

ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ также пишут о Сылвенском мосте. Например, книге живущей во Франции нашей землячки, поэтессы Алины Дием (Галины Ковшевниковой) «Детство в Кунгуре» есть воспоминания «Мост», где она рассказывает о своём знакомстве с Сылвенским мостом:

«Он был Существом. Живым. У него было имя - Мост. Когда я с ним познакомилась, писать ещё не умела, поэтому только сейчас я пишу его имя с заглавной буквы - Мост. А тогда я просто почувствовала его имя с большой буквы - Мост. Думаю, случилось это в летний день 1958 года, когда мне было три с половиной года. Разумеется, и раньше я пересекала его, пусть и нечасто. Но всегда на руках деда, в полной безопасности.

Таким увидел Сылвенский мост в 1935 году известный писатель Борис Степанович Рябинин. Фото: Борис Рябинин, архив детской библиотеки им. Б.С. Рябинина
Таким увидел Сылвенский мост в 1935 году известный писатель Борис Степанович Рябинин. Фото: Борис Рябинин, архив детской библиотеки им. Б.С. Рябинина

Но вот настал момент, когда дед решил, что пора мне самой перейти Мост. И я самостоятельно (почувствуйте это слово буквально) ступила на деревянный настил Моста. Дед крепко держал меня за руку, но беспокойство охватило меня с первых шагов. Усиливаясь с каждым преодолённым метром, оно переросло в тревогу, потом в безмолвную панику и тихий ужас.

До железных коричневых перекладин сбоку Моста я боялась дотронуться, как до щупальцев гигантского спрута, о котором я и представления не имела, но какими-то генами из амёбного прадетства угадала его существование. Оказывается, мы шли по живому спруту!

Робко повернув голову, посмотрела на широкую гладь реки под солнцем - тоже живая, трепещущая бездна. Широкие доски настила не защищали меня от пропасти под нами. Всё моё существо сжалось от опасности. Я изо всех сил вцепилась в руку деда. Почувствовав моё состояние, дед хотел было привычно подхватить меня на руки, но я молча замотала головой. Набычившись, как говорила бабушка, я медленно продолжила свой путь на голгофу. Характер.

И тут произошло ужасное. Нас догнал грузовик. Совсем рядом с нами он проехал, гремя и содрагая Мост. Мост тут же загрохотал в ответ, трясясь от возмущения, тяжести и гнева. Я замерла. Мы опять остановились, глядя вслед зелёной полуторке. Над настилом поднялась пыль, и я задохнулась то ли от пыли, то ли от ужаса. Думаю, это были первые страшные мгновения моего детства.

Сылвенский мост во время празднования Дня молодежи в ночном Кунгуре. 1962 год. Фото: Борис Монастырёв, Кунгурский музей-заповедник
Сылвенский мост во время празднования Дня молодежи в ночном Кунгуре. 1962 год. Фото: Борис Монастырёв, Кунгурский музей-заповедник

Катастрофы не произошло. Грузовик исчез вдали. Мы не провалились в реку. Мост выстоял. Осторожно ступая и крепко держась за руки, мы дошли до конца Моста и ступили на твёрдую землю. Я остановилась и оглянулась.

Громадина Моста нависла над нами совсем близко и смотрела прямо на меня. Я смотрела на Мост внимательно и долго, потом вздёрнула голову вверх. Думаю, дед понял, что я победила».

У КАЖДОГО КУНГУРЯКА свои воспоминания о Сылвенском мосте. В детстве я тоже не раз хаживал по мосту, но, в отличие от Алины Дием, память не сохранила самый первый переход. Зато отлично запомнил происшествие, которое случилось со мной в реке, недалеко от моста. Через Сылвенский мост мы, пацаны, шли на пляж. Среди ребят, не умеющих плавать, было своего рода соперничество: кто дальше зайдёт в воду. В «почёте» были те, кто заходил «по подбородок»… Я решил потренироваться и однажды, не спросившись у бабушки, ушёл на пляж в одиночку… Зашёл в воду - по пояс, грудь, шею… По подбородок!.. Но тут меня стало сносить течением на глубину в сторону моста. И каким-то чудом, встав на цыпочки и отталкиваясь от дна, мне удалось справиться с течением и глубиной… На помощь я никого не звал, и лишь мост видел мою борьбу за жизнь. Узнав о происшествии, отец стал брать меня с собой на рыбалку и научил держаться на воде, плавать. Было мне в ту пору лет 7-8, а может, и того меньше. Через несколько лет я уже легко переплывал и Ирень, и Сылву. Особенно полюбилось плавание на спине. Не раз проплывал таким образом и под Сылвенским мостом - до нырялки, устроенной за мостом. Шел обратно берегом, и снова - под мостом. А некоторые ребята, помню, прыгали в воду с моста или, как мы говорили, «из-под моста». Сейчас такие прыжки не совершишь - река здесь изрядно обмелела, видны даже опоры старого деревянного моста, о чём мы рассказывали в статье «Сылва приоткрывает тайну…» («Искра», 3.09.2022).

КУНГУРЯКИ ЛЮБЯТ свой Сылвенский мост. Его фотографируют, на его фоне делают селфи, наряжают к праздникам… Не раз видел, как по мосту женихи переносили невест… Ограждения моста «усыпаны» замками различной формы, оставленными здесь молодоженами. Я, пройдя недавно по мосту, насчитал их около полутысячи…

Владислав Одегов

ИЗ ИСТОРИИ СЫЛВЕНСКОГО МОСТА

Вопрос о постройке постоянного моста через Сылву поднимался ещё в 1872 году. Строительство началось в советское время. Добровольно отчислять от своего заработка в фонд сооружения жизненно необходимого моста решили все трудящиеся Кунгура, вскоре к ним присоединились и крестьяне близлежащих волостей. Фонд строительства постоянно пополнялся, так что в 1928 году строительная комиссия нашла возможность командировать заведующего коммунальным хозяйством Кунгура Терентьева для заключения договора на изготовление стальных ферм. В июне этого же года было получено разрешение наркома Серго Орджоникидзе о выделении фонда стали из Днепропетровска. Заказ был размещён на завод «Стальмост» в Харькове. Для производства строительных работ пригласили 61-летнего инженера Сергея Кирилловича Синицкого. В 1929 году детали фермы стали поступать в адрес Кунгура. Характерно то, что в ферме нет сварочных швов. Все узлы клёпаные.

Коллектив строителей был малочисленным. Работами руководили инженер Синицкий, прорабы И.М. Мордвинов, Г.Т. Русецкий. Почти никакой техники не было, кроме парового копра, кейстона и старой дедовской лебёдки. Часто всю технику заменяла могучая сила рук человека и природная смекалка. Забой свай вёл техник Л.Ф. Голдобин, облицовочный камень для устоев готовила бригада Е.И. Бородулина из с. Бым. И.А. Зуев и С.А. Черепанов фрезеровали сваи из лиственницы. Квалифицированной рабочей силы не хватало, поэтому монтаж фермы производила специальная бригада из Челябинска под руководством прораба-мостовика Симоненко. Так, день за днём многотонные стальные фермы вставали на своё место, сближая берега. В 1931 году монтаж основной фермы был закончен. 29 ноября 1932 года мост был сдан.

ИСТОЧНИК: Л.В. Долгорукова («Искра», 5.06.2014)

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru