Найти тему
Александр Дятлов

Типология 3

Здраствуйте , мои драгоценные друзья!

Иисус воскресе навсегда! Аминь!

Продолжая тему типологии рассмотрим , каким образом Сама Библия использует этот метод , пользуясь одним и тем же языком образов и символов для описания схожих , или типологически взаимосвязанных процессов и событий.

Выяснения этого языкового сходства является методом исследования Библии в общем и содержащие в Ней пророчества.

Поэтому обратимся к истоку (началу) Ее - книге Бытия , которая начинается с описания творения Божия!

И первое , что мы узнаем это именно Бог сотворил небо и землю (Быт.1:1)! При этом мы даже не знаем - сотворил Он их в первый день , или приступил к приданию им определенного вида!

"Земля же была безвидна и пуста , и тьма над бездною , и Дух Божий (Руах) носился над водой".

Ключевые слова в описании предания вида земле это "Дух (Руах)" , "носился" и "вода".

Деятельность Духа приводит к определенным процессам - это "отделение" или "разделение". Его деятельность ставит все на свои места.

4ст. - отделил Бог свет от тьмы;

6ст. - "да будет твердь посреди воды , и да отделяет она воду от воды".

7ст. - "и отделил воду , которая под твердью от воды , которая над твердью"

Затем Бог повелевает земле произрастить зелень , следом появляются светила на небе , а потом вода производит пресмыкающихся , рыб и птиц.

И после этого земля производит скот , гадов и зверей. И , наконец , появляется человек!

Библия в буквальном повествовании описывает картину творения.

-2

Далее Господь повелевает человеку:

-плодиться и размножаться

-наполнять землю и владычествовать над нею

-владычествовать над всеми тварями

-дается постановление о пище.

А дальше Адам и Ева согрешают вкусив запретный плод и Бог проклял мир!

Первенец Каин убивает брата Авеля.

-3

А когда люди расселились по земле , то пришло великое развращение - кульминацией которого предстает нам в трагическом и загадочном соединении (смешении) неких сынов Божиих и дочерей человеческих.

Господь расценивает это , как незаконное смешение , хотя и на заднем плане , но все же присутствует концепция прелюбодеяния ("велико развращение человеков").

Как интересно , что там , где Дух Божий - "отделение , разделение" , а где Его нет - "смешение , соединение" и это оказывается хуже некуда , если на святом месте стоит грех!

И вот от Бога звучит приговор: Быт. 6:7 , но не следует немедленной расправы. Суд Божий состоит из двух этапов: 1) следственный (6:5) и 2) исполнительный (7гл.).

А между этапами суда Бог пытается спасти кого еще возможно - остаток изо всех людей , открываясь Ною (пророку) говорит о Своих намерениях и доверяет важную миссию - строительство ковчега.(Амос 3:7)

-4

И когда окончательно состав остатка людей сформирован и , когда ничего нельзя было изменить - пришел потоп.

7:7 - люди вошедшие в ковчег

8ст.- звери вошедшие в ковчег

10ст. - воды потопа приходят на землю

11ст.- вода , которая над твердью стала соединяться с водою , которая под твердью.

Далее свойственное еврейскому жанру писания идет повторение событий.

19ст.- И усилилась вода...

Последующие стихи говорят уже о случившимся - гибели всего живого.

8 глава начинается с действия Бога по прекращению потопа.

- Навел Бог ветер (руах) на землю

- восстанавливает твердь , отделяющую верхние (атмосферные) и нижние (земные) воды

- вода убывает и появляется суша , ковчег садится на мель

Далее описывается разведка земли Ноем с помощью птиц , и первый положительный результат - голубь принес в клюве зелень , а потом и вовсе не вернулся.

После этого все живое выходит из ковчега , и все животные вновь проходят перед человеком.

-5

Картина творения 1 главы в строгом обратном порядке разворачивается в описании потопа , и в прежнем в восстановлении земли!

По причине греха это пересотворение земли уже не такое прекрасное.

Земля исковеркана , звери стали хищными , и Бог уже не говорит "хорошо".

И Господь повелевает человеку:

- плодиться и размножаться

- наполнять землю

- владычествовать над всеми тварями (уже на основе силы)

- даются повеления о пище

и остальная часть главы посвящена уникальному , одностороннему , безусловному завету Бога с человеком , где Бог обещает , что потоп никогда не повторится и дает знамение - радугу!

-6

История от сотворения до потопа фактически создала тот понятийный язык , которым в дальнейшем будут раскрываться ключевые моменты библейской истории , в том числе пророческие истории.

Этот язык будет расширяться и обогащаться , но за счет того , что в этой самой первой истории заложены все основные библейские концепции (системы понимания) и задана определенная схема , то библейские авторы (Сам Господь в ниспосылаемых Им видениях) будут использовать терминологию творения и потопа для передачи схожих по общему смыслу идей и концепций.

После "пересотворения" описывается потомство сынов Ноевых и их история - печальная и уже знакомая история падения. Кульминацией которой является строительство Вавилонской башни , где грех строителей состоял в гордости и в смешении истинны с ложью.

-7

Вавилон в переводе "смешение" , поэтому Божье вмешательство косвенным образом лишь свидетельствует о характере греха - смешения , и в знак подтверждения Господь смешал языки строителей , и они не смогли закончить начатое.

Отсюда берет начало эпоха культа поклонения узурпатору Божьей власти и этот символ будет сохраняться до конца истории земли , когда будет установлен престол нечестия ложной религии , престол сатаны (Зах.5:6-11).

Что интересно - сегодня мы можем видеть символ недостроенной Вавилонской башни в здании европарламента в Брюсселе!

-8

Перед нами снова картина Божьего наказания , и как она в принципе отличается от потопа , потому что совершается на другом уровне.

Автор книги Бытия (в первую очередь Тот , Кто его вдохновлял) не спешит расставаться с языком потопа.

Конечно , такого отличающего события от потопа невозможно было сохранить весь язык передачи , но путем применения ключевых концепций дает понять , что для него это событие по смысловой нагрузке стоит рядом с потопом , посредством понятий о "смешение" (Быт.11:7) и "рассеянии" (11:8,9).

Именно это было ключевым в изображении потопа. Они являются антиподами творческой активности Бога "отделение" , "собирание" (Быт.1:9,10) при творении.

А концепция остатка начинается с (Быт.11:10) , где излагается родословие Сима начиная со 2 года от потопа , которое приводит нас к Аврааму. То , что эта линия говорит об остатке видно из пророчества Ноя (Быт.9:26).

Родословие в еврейской литературе имело своей целью не просто привести к определенному человеку , но и раскрыть всю историю за ней скрывающеюся.

Таким образом перед нами во время очередного падения человечества есть остаток. И Авраам является своего рода новым Адамом или Ноем.

-9

Само повествование об Аврааме начинается с таких же Божьих обетований , которые были даны Адаму и Ною:

-о потомстве ("Я произведу от тебя великий народ")

-о земле и распространении на ней

-о перспективе владычества над всеми людьми ("благославятся в тебе все племена земные")

А описание творения следует позднее , так как Авраам рассматривается автором , как неразрывно связанный со своими потомками.

Данные обетования Богом Аврааму не сбываются во время его жизни на земле - он с трудом покупает землю , чтобы похоронить супругу , его проблемы с потомством , как и у его сына Исаака , просто удивительны!

О владычестве и благословении народов не могло идти и речи!

Авраам , Исаак , Иаков и его дети и внуки , а также деды и прадеды Авраама в еврейском мышлении это все одно семя - люди живущие верою на избавление во время вынесения приговора Божьего суда и его исполнения.

Господу не потребовался ковчег для спасения , но элемент подчеркивающий отделения этих людей от общества на лицо. С него и начинается повествование об Аврааме (12:1).

Осуществить его было так же "просто" , как построить ковчег , но так же и спасительно!

И хотя мы не видим потопа , - Бог обещал не топить , но все же творение Божье совершается в обратном порядке - смешение , рассеяние.

А новое творение начинается , когда потомки Авраама стали народом , во время выхода из Египта - Исхода. И здесь появляется новый элемент творения - язвы.

По единодушному мнению богословов , - превращение потомков Авраама в народ произошло , когда они проходили через Красное море.

-10

Народ подходит к морю и происходит знакомая картина нам по языку повествования:

-перед нами водная гладь

-Господь посылает сильный ветер (руах) на море

-воды разделяются

-появляется суша

Повторяются главные элементы присутствующие при творении , и тут же описание процесса наказания - воды соединяются и губят фараона и его армию.

-11

Собственно этим завершается повествование о суде , начавшееся во время строительства Вавилонской башни.И теперь начинают исполняться Божьи обетования данные Аврааму.

Кроме того перед нами здесь и "упущенные" в повествовании об Аврааме слова о пище. Первая проблема израильского народа в пустыне - это проблема пищи. И Господь Сам решает эту проблему!

А то , что это важно - подтверждает нам первое искушение Христа в пустыне , искушение голодом , где Он повторил типологически исторический путь народа израильского.

-12

Христос выдержал , а люди нет - Адам и Ева вкусили запретный плод , Ной напился вина , народ израильский роптал в пустыне из за пищи.

И мы вновь видим длинную , но не новую картину падения. Опять присутствует прелюбодеяние - поклонение иным богам и смешение , - результатом которого будет вавилонский плен.

С каждым новым витком истории , взлетом и падением израильского народа эта схема обогащается дополнительными деталями , которые потом находят свое типологическое отражение на новом витке развития. Аминь.