Вжууух, вжуууух – проносятся мимо резвые электросамокатчики, пока мы, обалдевшие от жары омичи, медленно тащим кожу и кости с работы домой. Они появляются внезапно из-за спины и так же резво растворяются на горизонте.
Фотограф — Илья Круглов
Хочется послушать музыку в наушниках для более вдохновенной ходьбы, но боязно. Зазеваешься – и вот уже самокат на бешеной скорости с хрустом проезжает по твоей ступне или врезается в спину так, что ты летишь на несколько метров вперёд и лежишь такой весь без зубов... Эти и прочие страшные мысли лезут в голову при каждом очередном «вжух» из-за спины.
Поэтому идёшь и ёжишься, а тебе ещё только 40. А наши бабушки и дедушки – те просто в панике. Дожили, думают они. Клокочут внутри, когда на узком тротуаре перед ними вырастает препятствие в виде брошенных самокатов. Просто люди ехали по городу и в один момент поняли: хватит. Слезли посреди узкого тротуара со своих железных коников и пошли дальше. Видимо, и домой так же заходят: оставляют от двери дорожку из кроссовок, брюк, рубашки, трусов, а утром двигаются в обратную сторону.
Городские власти пытаются решить проблему. В этом году мэрия выделила площадки для парковки «средств индивидуальной мобильности», в том числе для электросамокатов. Всего их 556, в перспективе ожидается аж 905. Но уже сейчас их распределение вызывает вопросы: если в Центральном округе их 395, то в Нефтяниках – 66, а в Октябрьском округе и вовсе 13.
Впрочем, какая разница, если парковки игнорируют? Пока Whoosh позволяет завершить поездку или поставить её на паузу посреди узкого тротуара, городские ленивцы будут этим правом пользоваться. Говорят, при систематическом нарушении правил парковки система их штрафует на 500 рублей, но кто это проверит?
Штрафами решить проблему брошенных где попало электросамокатов планировали и депутаты омского Заксобрания. Они пригрозили наказывать их владельцев, в том числе и Whoosh, за парковку вне утверждённых властями мест, но пока это намерение осталось только намерением.
Вернемся к обещающему различные травмы «вжууух». В этом году появились правила езды на электросамокатах, до этого самокатчики были приравнены к пешеходам. Новые ПДД ограничивают скорость передвижения до 25 км в час, запрещают управлять электросамокатом в нетрезвом виде, а детям до 14 лет – ездить по проезжей части. Других ограничений по возрасту нет.
При этом электросамокаты могут развивать большую скорость, и тут даже взрослые не всегда успевают быстро реагировать, не говоря уже о детях. Неудивительно, что они попадают в аварии. Так, в мае восьмилетний мальчик попал под колёса автомобиля, когда рассекал на электросамокате по территории парковки на улице Энтузиастов. В этот же день 17-летний любитель кикшеринга пересекал проезжую часть в районе торгово-развлекательного центра «Мега» и оказался сбит автомобилем.
Ещё в городе можно наблюдать картину, когда на самокате едут сразу два человека: родители с детьми, друзья, влюблённые. Красота и экономия – два в одном. А недавно коллега стала свидетелем и вовсе уморительной картины: мальчишки с помощью скотча прицепили свои обычные самокаты к Whoosh и таким паровозиком колесили по улице. Смех смехом, но подобные шутки часто заканчиваются трагедией.
Шокирующую историю рассказали в начале июня в пресс-службе регионального министерства здравоохранения: в Омске девочка, катающаяся на электросамокате вместе с отцом, чуть не потеряла палец. Ей удалось избежать серьёзной травмы благодаря своевременной помощи медиков, хотя она находилась на грани потери фаланги пальца на руке.
Скорость идущего человека – 5 км/ч, самокат несётся в пять раз быстрее, а значит, опасен и для ездока, и для прохожих. Советы просты: не гонять, не ездить пьяными, не позволять кататься на электросамокатах детям, а лучше купить им обычный, и конечно, не кататься парами.
Ремарка: когда мы с фотографом снимали самокатчиков на Юбилейном мосту с его узкими тротуарами, гораздо чаще мимо пешеходов гнали велосипедисты. И только одна девушка из тридцати слезла с велосипеда и прошла пешком вместе с железным другом сложный участок. Хочется пожать ей руку.