Возвращаясь к дихотомии "драгоценность/сокровище": образцовое сокровище это чаша Грааля, драгоценность, которая становится источником сильной и устойчивой мотивации, превращающей индивида в заложника.
Собственно, голова горгоны Медузы это не драгоценность, а именно сокровище, таким же сокровищем является "доза" для аддикта, сокровищем является драгоценность, отданная в залог, именно поэтому её стараются вернуть.
Понятно, что реально драгоценностью и залогом всегда является жизнь актора: пушкинские строки "чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с Вами днём увижусь я" как раз об этой диалектике сокровища и жизни.
Можно, конечно, предположить, что сокровище является транзитивным объектом по Винникоту, позволяющим компенсировать травму сепарации, такой объект является драгоценностью именно потому, что может быть трансформирован в сокровище, то есть передан в залог, но это отдельная тема.
Залог, в свою очередь, это отношение созависимости между двумя акторами и драгоценностью, очередная модификация отношения между ребёнком, матерью и пищей, примордиальная драгоценность в залоге, следовательно, это молоко, извлекаемое из материнской груди в режиме jouissance, остальное его субституты, именно поэтому напиток из чаши Грааля позволяет заживлять раны и возвращать жизнь.
Травма сепарации конституирует заместительные предметы вожделения, недоступность которых актуализирует травму сепарации, трансформируя подавляемые желания в страсть.
Сокровище, выкупаемое из залога, становится драгоценностью и может быть снова передано в залог или в дар, то есть, драгоценность конституирует именно этот самый опыт jouissance: соответствующий объект вожделеют, индивид жив, пока обладает способностью вожделеть.
Существуют, видимо, территории, которые обладают статусом драгоценности в залоге: их всё время хотят освободить, вернуть и прочее такое, примеров немало, по Мелани Кляйн, политический субъект, владеющий этими территориями, предположительно, вызывает зависть и ревность.
Произведение искусства это драгоценность, если в музее или частной коллекции, то сокровище, гарем, в сущности - коллекция женщин, номинация объекта как драгоценности контекстуально обусловлена, именно поэтому любую коллекцию, вот хоть домашнюю фонотеку, всё время расширяют и время от времени чистят: драгоценности это статус.
Хорошо помню, как лет в 14 вожделел купить некую хре.ь, купил, отдавши за неё последние деньги, скорее всего, украденные, повертел в руках и куда-то засунул, желание было исполнено, разрядка наступила, а больше ничего не надо.
Идеальный предмет такого рода желаний это, конечно, твердые, жидкие и газообразные drugs, употребляемые перорально, отсюда уже аддикции.
Андрей ИГНАТЬЕВ