Тема денег и детей собрала вокруг себя множество мифов и заблуждений. В этой статье мы разберем самые частые ошибки в становлении «детско-денежных» отношений и расскажем по шагам, с чего начинать развитие финансовой грамотности у ребенка.
«Я их не печатаю», или Тайна пластиковой карты
Первая самая частая ошибка: не рассказывать детям, откуда на самом деле берутся деньги. Мы на наших занятиях спрашиваем ребят об этом и часто слышим в ответ: «из банкомата», «с карточки», «из тумбочки».
Дети уверены, что деньги лежат в каком-то месте, куда нужно лишь прийти и забрать их. Или взять карточку с собой. Она же безлимитная и почти волшебная: на ней всегда есть средства и нужно лишь успевать прикладывать ее к терминалу.
Из-за этого в магазине ребенок может искренне не понимать, почему вы не покупаете ему игрушку, и призывает вас с помощью истерики к детской справедливости. У вас ведь есть карточка, которая может почти все.
Поэтому расскажите ребенку, каким образом деньги приходят в вашу семью, а именно:
– как связаны деньги, работа и уровень образования;
– где и кем вы трудитесь и что конкретно делаете;
– как еще деньги поступают в ваш семейный бюджет;
– в чем польза работы и почему вам за нее платят.
Если ребенок дошкольник или младший школьник, постарайтесь объяснять на понятном ему языке: на игрушках. Например, чтобы купить эту игрушку, папе нужно проработать целый день. А на эту игрушку нужно работать целую неделю.
После игрушечного бухучета переходим ко второму шагу: расскажите ребенку на что ваша семья тратит деньги. Ведь кроме развлечений есть еще плата за аренду или ипотека, оплата коммунальных счетов, покупка продуктов и лекарств. Эти расходы для семьи обязательны: без них качество жизни станет хуже.
Такие разговоры помогут ребенку понять роль и ценность денег. Покажите ему, что от нашего выбора зависит, во что превратится зарплата: в недельный запас продуктов на всю семью или в часовой обед в ресторане; в очередную игрушку или в поход в кино всей семьей.
🧠 Осознать возможности, которые дают деньги, ребенок может с помощью карманных средств. Ведение своего собственного детского бюджета, планирование трат и накоплений помогут ребенку научиться распоряжаться деньгами, делать выбор и нести за него ответственность.
В этом месте часто встречается вторая ошибка: использовать карманные деньги в качестве манипуляции или контроля за поведением детей.
Желание родителей быстрее научить ответственности и уму-разуму понятно: за счет системы «штрафов и поощрений» кажется, что ребенок лучше поймет правила поведения и начнет выполнять просьбы. Например, получил двойку — минус 100 рублей, чтобы впредь лучше думал головой. Помыл посуду — получи 50 рублей. Но такая родительская стратегия лишь навредит вашим отношениям и ребенку в будущем. Он может решить, что деньги могут все.
В нашем мире финансы действительно значат многое, но кроме них есть еще забота, дружба, любовь, уважение, благодарность.
Сравните две ситуации ⬇️
Ребенок убирается в комнате, потому что в их семье принято помогать друг другу и заботиться о доме.
Или ребенок убрался в комнате, потому что мама дала ему 500 рублей. Будет ли он помогать, если такое финансирование прекратится?
Ведь именно ради денег ему приходится делать то, чего он не хочет: быть послушным, помогать по дому, решать сложные уравнения. К моменту взросления у него может сложиться установка: если заплатят, можно сделать что угодно.
🪙 Карманные деньги — это оговоренная вами и ребенком сумма, которую он получает регулярно и может тратить по своему усмотрению.
Чем младше ребенок, тем меньше и чаще стоит ему выдавать эту сумму. Например, для младшего школьника это может быть 100 рублей каждую неделю. Так ему будет проще планировать свои траты.
С возрастом можно увеличивать сумму, но снижать частоту выдачи. Подростки могут, как и взрослые, раз или два в месяц получать «зарплату», потому что их мозг уже может планировать действия на более длительные промежутки времени.
Деньги — это не веревочка, за которую можно дергать ребенка. Это инструмент, который будет развивать в нем ответственность и самостоятельность, если научиться разумно вести себя с ними.
💡На уроках в Ukids по финансовому мышлению ребята учатся понимать, какие возможности дают деньги и какие от этого могут быть последствия. Еще ученики анализируют, какую пользу они могут принести людям и как получить за это деньги.
✅ Запишитесь на бесплатное пробное занятие, и вас добавят в групповой чат с психологом, где вы получите поддержку и аудиоконсультацию по любым вопросам, в том числе и об отношениях ребенка с деньгами.
Кроме этого на бесплатной пробной неделе вас ждет диагностическая карта с подробным анализом личностных качеств вашего ребенка. Вы в процентном соотношении увидите, как развиты его навыки, и узнаете, как их усиливать.
Переходите по ссылке, чтобы узнать подробности и оставить заявку на бесплатное занятие.