Россия стала первой страной в мире, где стартовали коммерческие перевозки с использованием беспилотных грузовиков, взаимодействующих с умными дорожными сервисами. Доставка грузов началась с 14 июня в рамках инициативы «Беспилотные логистические коридоры», для этого введен экспериментальный правовой режим.
Эксперимент можно считать уникальным в мировом масштабе: он впервые охватывает все элементы логистической цепочки «инновационный автомобиль — новая модель перевозки — цифровая инфраструктура дороги — правовое и техническое регулирование». Проект является частью стратегических инициатив Минтранса и курируется первым вице-премьером Андреем Белоусовым.
Отработка доставки грузов на беспилотных автомобилях «КамАЗ» ведется на трассе М-11 «Нева» из Санкт-Петербурга в Москву. Для запуска системы создан цифровой двойник дороги — он позволяет грузовикам в автоматическом режиме «общаться» с интеллектуальной дорожной инфраструктурой.
В этом году запланировано перевезти более 50 тыс. тонн коммерческих грузов, в следующем цифра вырастет в четыре раза. В эксперименте участвуют крупнейшие перевозчики — ПЭК, Globaltruck, «Газпромнефть-Снабжение», «Магнит». Уже на стартовом этапе стоит задача обеспечить привлекательность финансовой модели для грузоотправителей.
В случае успеха проект масштабируют — в 2024 году такие грузовики могут выйти на трассу М-12 от Санкт-Петербурга до Казани. К 2030 году запланировано формирование опорного каркаса внутренних и транзитных беспилотных логистических коридоров протяженностью не менее 19,5 тыс. километров.
Внедрение беспилотных грузоперевозок — один из качественных ответов на стоящие перед Россией вызовы. Они повысят эффективность логистики и позволят наращивать объемы грузоперевозок при меньших затратах. Показательный пример — в ходе испытаний на Ямале роботизированные грузовики выходили на трассу даже в таких погодных условиях, когда выезд автомобиля с водителем запрещен.
ⒸЗапомните: всегда будет следующий поезд
1