Она родилась на Алтае, а потом жила в Курганской области. Поэтому обладает тем дивным неповторимым говорком, по которому сразу узнаёшь уроженцев Урала и Сибири.
Нина и на суконной фабрике работала, и Домом культуры заведовала, много лет атакуя знаменитую Щуку. А когда наконец стала дипломированной актрисой, то поехала на практику в Котлас, активно играла там в местном театре. Потом в её судьбе случился Ленинградский молодёжный театр, а затем уж перешла она в БДТ имени Товстоногова.
Она стала широко известной после выхода на экраны тяжелого и сложного "Холодного лета пятьдесят третьего" - её немая героиня Лида совсем не могла говорить, но как пронзительно кричала она над телом убитой дочери...
Киноролей у Нины куда больше, чем театральных. И вечно она то чья-то односельчанка, то подружка, то жена, то мамка - простая тётка, горластая и милосердная, которая и обидит сгоряча, и пожалеет ласково.
Есть и роли посолиднее - великолепна её помещица Татищева, обожающая своих слюнявых бульдогов больше всего на свете.
Или вот тётя Клава во всех трёх "НЕКСТах" - большая и добрая, заботливая и ранимая. Ей легко даются самые разные образы - она и матушка, и врач, и костюмер, и администратор, и завуч.
А в фильме "Станица" её и вовсе не узнать - суровая и безжалостная Надя Волкова, глава бандиской группировки, она вершит свой суд над любым, кто посмеет перечить.
А в фильме "Управдомша" она уже непоседливая баба Глаша, которая неустанно решает дворовые проблемы, гоняя нерадивых автолюбителей и пьяных хулиганов.
Её муж, актёр и лингвист Юрий Гурьев, похожий на былинного старца, уже давно ушёл из семьи и переехал в Тулу, где ему спокойнее, чем в шумной столице. Нина сохраняет с ним дружеские отношения, к тому же у них ведь сын Коля. Сын не стремится к актерству, он стал юристом и вполне доволен своей жизнью.
Нина не любит впускать журналистов и прочих любопытных персонажей в свою жизнь. Даже свадьбу сына сыграла тайно, с минимальным количеством гостей. Под Питером у неё небольшая дачка, уютная и тёплая, где часто гостят самые близкие друзья, обожающие и хлебосольный дом, и приветливую хозяйку.
Ей давно приклеили ярлык "простая русская женщина". Но вряд ли стоит обозначать её многогранную натуру таким ограниченным символом. Да, самобытные колхозницы получаются у неё лучше всего. Но ведь и умные, и хитрые, и сметливые, и даже жестокие образы даются ей играючи.
Она не из тех "крестьянок", которые позволят себя унижать или бить-колотить. Она сама размажет кого угодно - если напросятся. Нина из тех, чьи предки за Уральскими горами, если уж переходить на такой уровень оценки личности. А там, как известно, не было крепостного права. Да и погода с природой не балуют. Там люди другие.
В этом, кстати, Усатова очень схожа со своей землячкой Екатериной Савиновой - та тоже выглядела ну абсолютной деревенщиной, однако в обиду себя не давала никому. Даже в роли служанки в "Женитьбе Бальзаминова" она могла и хозяйку свою укоротить, и на барчука прикрикнуть.
В таких женщинах нет безропотного смирения - хоть перед суровым мужем, хоть перед неласковой судьбой. Савинова, будучи уже душевнобольной, тем не менее нашла в себе силы оборвать свою жизнь и прекратить страдания, чувствуя, что дальше ждёт её только мрак беспомощности.
А омичка Любовь Полищук? Она была уже тяжело больна, когда глушила горстями анальгетиков невыносимые боли, однако улыбалась и выходила как на сцену, так и на съемочную площадку. Стойкий характер, сильная натура, - она не была покорной и безответной овечкой.
И ведь вместе с тем таких женщин нельзя назвать мужиковатыми или вовсе бесполыми. Нет, они обладают большим сердцем, они умеют любить и хранить верность, они восхищают и жаркой женственностью, и щедростью души.
Но это не собачья преданность, не самоуничижение, не стремление подставлять вторую щеку с целью прослыть чистой праведницей. Им не требуется кем-то там прослыть, им важно самоуважение.
И пусть среди лицемерных ангелиц гордость считается тяжким грехом - а всё-таки без гордости быстро превратишься в какое угодно ничтожество.
Нина Николаевна разменяла уже восьмой десяток, но бодрости и легкости нрава не утратила, вполне себе активна и жизнерадостна. Хочется пожелать ей ещё много-много ролей и всяческих успехов.
Автор - Елена Д.