Найти в Дзене

Как я перешёл на полный кадр

Оглавление

Кроп или полный кадр? А может вообще микра 4/3? Давайте разбираться.

Я начинал свой путь с бюджетной зеркалки Canon 1100D, потом взял беззеркалку Sony A6000, а теперь вот перешёл на полнокадрового монстра Sony A7R IIIA.

Если кто-то читал мои старые статьи, то помнит, что я писал, что кроп-сенсор предпочтительнее для макро, дак вот это мнение я не поменял, кроп и микра 4/3 это то, что нужно для макро, но почему же я всё таки перешел на полный кадр? На это есть множество причин, начнем немного издалека.

Почему беззеркалка, а не зеркалка?

Так получилось, что первые серьёзные шаги я сделал с БЗК, зеркалки мне показались старым решением, да, знаю, до сих пор многие их используют, но для макро, мне кажется, они неудобны.

Почему? А вот несколько причин.

Отсутствие электронного видоискателя. В истинном макро с масштабом 1:1 и зажатой диафрагмой до f8 вы ничего не увидите в оптический видоискатель, я лично светил пилотным светом от вспышки, но это не самое удобное решение.

В электронном видоискателе всё иначе, он может показывать как реальную картинку(почти реальную, он же все таки не оптический), так и помогать вам, он повышает яркость изображения и даже в сумерки вы всё в него увидите.

Можно конечно монитор использовать в режиме Live View, у зеркалок поднимаются шторки затвора и она становится как БЗК, но видоискатель всё равно удобнее.

Нет фокус-пикинга, либо он с ограниченниями. Фокус-пикинг — это коротко говоря помощь при манульной фокусировке, в видоискателе/мониторе зона фокусировки подсвечивается и вы видите где ваш фокус. Конечно он не всегда работает, особенно если освещение плохое, но лучше с ним чем без него.

Да, на некоторых зеркалках есть фокус-пикинг, но только в режиме Live View через монитор, а на некоторых его вообще нет. В БЗК он есть по умолчанию на любой современной камере.

Красный цвет показывает где находится ваш фокус
Красный цвет показывает где находится ваш фокус

Вес, размеры, технологии. Думаю нет смысла говорить, что беззеркальные системы компактнее чем зеркальные, это логично и понятно, конструкция проще, деталей меньше. С весом тоже самое.

И там и там кроп, но есть нюанс
И там и там кроп, но есть нюанс

Беззеркалки как ни крути технологичней, тут и бесшумная съемка, и всякие фишки с автофокусом, и искуственный интеллект, лучше видеосъемка, сенсорный экран и прочее. Новые зеркалки уже практически не выходят, Canon и Sony вообще от них отказались.

Вот например работа ИИ у Sony A7R V.

Еще стоит упомянуть, что для зеркалок выпускают всё меньше и меньше объективов, а хороший объектив важнее чем сама камера. Однако топовая зеркалка конечно дешевле топовой беззеркалки, тут ничего не поделать.

Я, как и многие из моего поколения, обожаю технологии, если технологии делают мою жизнь удобнее то я на них готов потратиться, так и с камерами, беззеркалки для меня удобнее и комфортнее во всех смыслах. Я вас не призываю бежать и менять камеру, вы должны решить сами какая система вам подходит.

Зачем я перешел на полный кадр?

За год использования кроп-камеры Sony a6000 я понял, что хочу большего, планировал обновиться на версию поновее и постарше, Sony a6400, но меня вгоняли в сомнения некоторые характеристики и особенности.

Какие вообще есть минусы у сенсоров APS-C и micro 4/3:

  1. Сильный цифровой шум на высоких значениях ISO
  2. Постоянно приходится высчитывать реальное фокусное расстояние из за кроп-фактора
  3. Хуже динамический диапазон, меньше деталей в тенях и свете
  4. Хуже боке

Последние два пункта очень спорные, динамический диапазон зависит от того насколько современный сенсор, а боке больше зависит от объектива, его диафрагмы и фокусного расстояния, в слепом тестировании при одинаковых объективах разницу уловить невозможно.

Второй пункт критичный если вы используете широкий угол, тут уж кому как, а вот первый пункт для меня самый серьезный и критичный. Да, новые кроп-камеры меньше подвержены шуму на высоких ISO благодаря различным технологиям, но они все равно не сравнятся с полным кадром, для меня лично это небо и земля.

Есть еще другие минусы, но они ситуативные, в целом совремнная кроп-камера мало чем уступает полнокадровым.

Немного о Sony a6000

Разумеется Sony a6000 старая камера, да, у нее очень хорошие показатели и до сих пор она очень популярна, её с руками отрывают на авито, но я всё таки не мог мириться с некоторыми минусами.

Маленькое разрешение экрана. Классическое разрешение на 921 000 точек, мне этого очень мало, мне часто казалось, что я попал в фокус, а дома на большом 2К экране понимал, что промахнулся и в итоге фото летело в мусорку. Иногда спасал видоискатель, но он всё таки слишком маленький для просмотра фото, через него очень удобно фотографировать, но не смотреть фото.

Попал в глаз или не попал не понять, только дома смог понять, что попал
Попал в глаз или не попал не понять, только дома смог понять, что попал

Сильный шум на высоких значениях ISO. Ну тут ничего не поделать, мало того, что у камеры в целом старый сенсор, так еще и кропнутый, сильно шумит начиная от ISO 800.

Нет пыле и влагозащищенности. Не хочу переживать, что моя камера умрет от небольшой капли воды. В целом эта камера довольно стойкая к влаге, но рисковать не стоит.

Нет автофокуса по глазам, бесшумной съемки, сенсорного экрана и еще некоторых удобных фишек.

Решением почти всех моих проблем была камера Sony a6400, это новое поколение, но есть одно большое НО, у неё такой же экран. Это меня просто вогнало в ступор, если для 2014 года такое разрешение было нормальным, то для 2019 это просто ужасно. Конкуренты в лице Canon, Fujifilm, Olympus, Nikon имеют хорошие экраны у своих новых, кропнутых беззеркалок.

Всё остальное у этой камеры было, шумит она гораздо меньше чем прошлое поколение благодаря новому сенсору, но из за экрана я передумал менять камеру и начал искать новые решения.

Выбор новой камеры

Ну это типичные муки каждого фотографа, долго думал и выбирал. Сначала присматривался к Fujifilm, в целом это популярная система и довольно интересная, меня особо заинтересовала модель XT-4, однако огромная стоимость для кропа(~120к на авито) и слабый монитор у меня отбили желание, остальные модели либо дорогие либо не подходили мне по ряду параметров.

Очень классно и винтажно выглядят фуджики, стиль так и чувствуется
Очень классно и винтажно выглядят фуджики, стиль так и чувствуется

Olympus. Офигенные камеры для макро, у них есть убийственные функции, брекетинг фокуса и фото-стакинг, почти все иностранные макро фотографы переходят на Olympus либо уже пользуются им. Модель OM-D E-M1 Mark III имеет почти такой же экран как моя бюджетная сони а6000, менять шило на мыло совсем не охота. В целом система Olympus довольно нишевая и имеет высокую стоимость, более новая модель OM-1 стоит под ~180к, а с учетом того, что для правильной работы автоматического фокус-стакинга нужен автофокусный макрообъектив то цена вообще раздувается. Я пока не готов тратить такие суммы на такую нишевую систему, в будущем как дополнительную возможно куплю, уж очень манят меня фото-стакинг и брекетинг фокуса.

-6

Canon и Nikon. Со временем я устал выбирать и, к сожалению, не было желания изучать еще две новых системы, поэтому кэнон и никон я не рассматривал совсем. Насчет никона вообще ничего не знаю, а вот у беззеркалок кэнона закрытый байонет, это значит, что придется использовать только их оптику. Разумеется, речь только об автофокусных объективах, но я ведь не только макро занимаюсь, люблю стрит-фото и анималистику, так что кэнон автоматически отсеялся.

В итоге я снова вернулся к поиску кропа на системе Sony, но быстро понял, что у них у всех одинаковый экран. Может показаться, что я зациклился на экране, но тут как с телефоном, главный восторг это всегда взаимодействие с экраном, его плавность, цветопередача, четкость. Первое, что мы видим включая телефон это экран, а потом уже всё остальное, поэтому я точно решил, что мне нужен хороший экран, в который я смогу точно определить попал я в глаз какому-нибудь клещу-красотелке или нет.

Хоть эта статья и про макро, но одним макро сыт не будешь, я всё же использую камеру в путешествиях, планирую серьезно заниматься фотографией животных и птиц, поэтому у кроп-сенсора для меня появились ограничения. Если для стрит-фото и путешествий всё прекрасно, то с анималистикой всё не так однозначно.

Я пробовал фотографировать птиц и животных на кроп, и я понял, что кроп вообще не подходит для этого. Да, фокусное расстояние увеличивается в 1.5 раза из за кроп-фактора, это означает что объектив 70-350мм равняется 105-525мм, это большое приемущество с учетом веса и размеров такого объектива, но тут не всё так радужно оказалось.

Безопасная выдержка при таком фокусном является 1/1000, с учетом стабилизации может быть 1/700, диафрагма такого объектива на самом конце f6.3, итого что мы получаем? Даже в яркий, светлый день вам будет не хватать света, а значит придется повышать ISO, что уж говорить про пасмурную погоду, тут придется минимум до ISO 3200 выкручивать.

Здесь ISO 2000, и уже шумело очень прилично, а это дневная фотка, ночью этот шум еще сильнее видно
Здесь ISO 2000, и уже шумело очень прилично, а это дневная фотка, ночью этот шум еще сильнее видно

Я уже писал, что для меня это главный минус кропа, даже современный кроп всё равно уступит полному кадру в этом параметре, возможно на небольших значениях еще может потягаться, но высокие уже никак, картинка просто распадается.

Кроме того, сравнивая цены, я увидел, что полнокадровые беззеркалки, которым всего лишь 3-4 года, стоят дешевле или одинаково по сравнению с новыми моделями кроп-камер, а функций и фишек у них предостаточно.

И тут я основательно задумался о полном кадре

Стоит сказать, что 3-4 года для камеры это очень мало, камеры развиваются медленно, такая полнокадровая камера не особо уступает новейшим и дорогим камерам.

Не буду еще больше расписывать свои муки выбора и скажу, что остановился на Sony A7R IIIA. По сути это Sony A7R III, но с улучшенным дисплеем и USB портом.

650 грамм счастья
650 грамм счастья

Что мне особенно в ней нравится?

Крутой, сенсорный экран на 2,36 млн точек, после старого на 921к точек это прям небо и земля, до сих пор радуюсь.

Всё ярко, четко, отличная передача цвета. Теперь сразу понятно, что в фокусе, а что нет.
Всё ярко, четко, отличная передача цвета. Теперь сразу понятно, что в фокусе, а что нет.
А вот и ложнослоник из фото выше, только немного ракурс другой. Кроп на голову + фокус стакинг из ~10 фото.
А вот и ложнослоник из фото выше, только немного ракурс другой. Кроп на голову + фокус стакинг из ~10 фото.

Видоискатель с режимом в 120 к/с. Я даже и не думал, что это так удобно, плавно и четко визируешь объект, получается очень точно попадать в фокус.

42 Мп, самое то, больше уже слишком много, меньше маловато, мне кажется, идеальный диапазон для полного кадра 30-40 Мп. Кропать одно удовольствие.

Пыле и влагозащищенная. По многим отзывам соньки и так неубиваемые особо, а с полнокадровыми можно в огонь и воду.

https://www.youtube.com/watch?v=ASykVPkdRpE Пьер активно использует свою Sony A7R V даже в такой ливень
https://www.youtube.com/watch?v=ASykVPkdRpE Пьер активно использует свою Sony A7R V даже в такой ливень

Матричная стабилизация. Я со скепсисом смотрел на это, но зря, действительно отлично работает и можно без проблем фотографировать с длинной выдержкой.

Буфер на 20 изображений. Может показаться немного по сравнению с топовыми БЗК, но для меня это много и я даже не забиваю его полностью, всё таки каждая фотка в RAW весит под 80 Мб.

Динамический диапазон топ-уровня. Экспозиция, тени, свет, всё вытягивается просто невероятно, черный цвет очень глубокий, а не слегка сероватый.

Батарея. Еще ни разу не разрядилась или даже была близка к этому. Настреливал под 1200 кадров и еще оставалось 60%. В характеристиках пишут, что хватает на 600 снимков, не особо понимаю почему, возможно я отключил какие-то не нужные мне функции по типу блютуза. Я быстрее устаю гулять чем она разряжается, больше никаких запасных аккумуляторов.

Есть еще куча всяких удобных фишек, но не буду перечислять все, думаю вы поняли, что я очень доволен.

Разумеется, я не сравниваю мою старую бюджетную Sony a6000 с этим монстром, это абсолютно разные камеры, разного ценового диапазона. Мне очень нравился мой черный кирпичик a6000, но ничего не поделать.

Ложка дёгтя

Камера весит ~650 граммов, это на самом деле немного для полного кадра, многие кропы так весят, но после камеры весом 350 грамм это ощущается сильно.

Дорогие объективы. Продаём почки, берём кредиты, ипотеки. Даже несмотря на огромный выбор объективов на байонет Sony E дешевых решений мало.

Тяжелые объективы. Но я схитрил и для макро купил маленький объектив от Laowa, начальная диафрагма у которого f5.6, хоть тут повезло. Но для птиц придется страдать с 1.5 Кг объективом, качаем мышцы и спину в общем.

Почему то моя вспышка отказывалась с ней работать в режиме с передней электронной шторкой, отключать этот режим я не хотел, с двумя шторками фотографировать на БЗК как-то странно и с момента нажатия на спуск проходит больше времени т.к. две шторки всё таки не одна, а мне нравится моментально фотографировать.

В общем пришлось еще и новую вспышку купить, а она тяжелее камеры... теперь страдаю от большого веса конструкции, от чего убегал к тому и пришёл, расплата за технологии и удобства.

Рассуждения о ценах и стоимость апргейда

Вы тоже читали статьи в духе «Кроп или полный кадр?» и видели, что одно из приемуществ кропа это низкая цена? Дак вот забудьте, это правдиво только для старых или бюджетных кроп-систем, действительно можно купить за 20к например Sony a6000 или за 40к Fujifilm X-T200, это отличные камеры, за свои деньги просто прекрасные. Но если вы хотите, что-то новое, то такие камеры будут стоить как некоторые полнокадровые камеры или даже дороже. Вот такой парадокс, вроде сенсор меньше и компактнее, а стоимость такая же.

До 60-70к я считаю приемлимо покупать кроп, если дороже то я бы подумал дважды. Например я видел хорошие предложения на авито, за полнокадровую Sony A7R II с небольшим пробегом просили ~60-70к, а это очень неплохая камера, особенно за такие деньги. Более чем уверен у остальных производителей тоже есть такие старые, но хорошие камеры, которые можно купить по вкусной цене.

Магазинные цены не вижу смысла обсуждать, они абсолютно неадекватные и завышенные.

Мой апргейд вышел в 160к новая камера + объектив 36к = 196к. Пришлось взять новую камеру, хотел взять БУшную с маленьким/средним пробегом за ~130-140к, но увы за месяц ожидания так и не поймал хорошее предложение. Много ли это? Конечно, но я, как и многие фотографы продал своё прошлое оборудование и большую часть денег восстановил, так что в целом неплохо.

Подходит ли полный кадр для макро?

Конечно, но он не является специализированным решением как например камеры Olympus. Существенное отличие это отсутствие кроп-фактора(но его можно включить программно).

Кроп-фактор иногда называют коэффицентом увеличения, но на самом деле объект съемки такой же как на полном кадре, однако увеличивается итоговое изображение т.к. поле зрения у кропа меньше. Картинка ниже всё объяснит.

Одинаковое увеличение, разные сенсоры. photographylife.com
Одинаковое увеличение, разные сенсоры. photographylife.com

Например масштаб 1 к 1 остается одинаковым на всех сенсорах, но меняется поле зрения, из за этого кажется, что объект больше.

Еще одно небольшое отличие в том, что на полном кадре меньше шумов, особенно это чувствуется когда вытягиваешь тени у очередного жука. Конечно, это еще зависит от новизны сенсора, технологии не стоят на месте и некоторые кроп-сенсоры очень хорошо проявляют себя в таких сценариях.

Полный кадр более устойчив к дифракции. На кропе я всегда фотографировал на диафрагме f8, если зажать до f11, то сразу было видно как падает резкость. На полном кадре такого нет, на f11 я не заметил какого-то сильного падения, только на f16 уже становится заметно.

На самом деле о сенсорах и их отличиях можно говорить много, тут и размер пикселя влияет, и плотность пикселей, и технологии матрицы, и прочее прочее. Нюансов целая куча, но если честно знать их не обязательно, оставим это для холиваров на форумах 😀

Есть ли идеальная камера для макро?

Мне кажется на данный момент это Olympus Om System OM-1. В обзорах я был впечатлен её возможностями и технологиями, система компактная, с хорошим сенсором, резким изображением. Молюсь всем, чтобы на старых сони в скором времени появилась похожая функция фото-стакинга или фокус-брекетинга, хотя придется тогда покупать автофокусный объектив, вот такая диллема.

Но всё таки она заточена под макро и некоторые другие жанры, как универсальная камера она не особо подходит. Стоимость также очень высока, за такие деньги можно купить предфлагманскую полнокадровую камеру.

-15

Холивар запрещен!

Я уважаю все камеры, я считаю, что у каждой камеры есть свои плюсы и минусы, и только вы должны решить подходит она вам или нет. Нравится ли вам внешний вид, эргономика, подходит ли она по стоимости и так далее.

В инстаграме я подписан на сотню разных фотографов, у них у всех разные камеры, но у всех у них отличные фотографии, любая система на данный момент делает отличные фотки, старые камеры, новые, флагманские, без разницы, можно добиться хороших результатов почти с любой камерой.

Тоже самое относится и к размерам сенсоров, только вы определяете, какой вам нужен сенсор исходя из ваших потребностей и средств.

Сообщения в духе «Фу кэнон, я на никоне тыщу лет, это лучшая система» будут нещадно удаляться, я ненавижу споры из за техники, по мне так это самое глупое занятие в жизни.

По итогу стоило ли обновляться на полный кадр?

Да, я очень доволен, если вам как и мне нужна универсальная камера с которой можно фоткать как жуков, так и птиц/животных, а еще в путешествия брать, то полный кадр самое то. Возможно в некоторых сценариях не особо компактно и легко получается, но всегда можно найти компромисс.

* * *

Подписывайтесь на мой канал, здесь будет много насекомышей, пауков и прочей живности! Если я вам чем-то помог, то вы можете отблагодарить меня копеечкой. Все донаты пойдут на развитие канала и покупку разных интересностей для съемки. Спасибо за поддержку!

СберЧаевые