Я так часто употребляю слово "травма", а мы ни разу ещё не разбирали, что же это.
Психологическая травма - высоко-эмоциональная реакция на травмирующее событие (смерть близкого, расставание, развод, стихийное бедствие, абьюз, война, насилие, предательство, внезапное увольнение др.).
Сначала у человека случается шок,
а со временем проявляются следующие признаки:
чувства небезопасности,
неуверенность в себе,
отрицание, гнев, агрессия,
панические атаки,
слезливость,
фобии,
утрата смысла жизни,
замкнутость или страх остаться одному,
апатия,
потеря чувствительности, эмоциональная блокада,
психосоматика (боль и заболевания психогенной природы),
саботаж отношений, конфликтность,
зависимости,
депрессия.
Кроме того, "застрявшая", непрожитая травма часто "притягивает" в жизнь своё продолжение: еще от одной травмы человек не оправился, а за ней пошли следующие трагичные события, одно за другим.
В зависимости от исходных психологических особенностей человека интенсивность и продолжительность травмы тоже колеблются: от недолгой печали до ПТСР (посттравматического расстройства, признаки были выше 👆). Иначе говоря, во время урагана одни деревья гнуться, а другие ломаются - это зависит от устойчивости дерева. С психикой всё также: ранимые, чувствительные люди переносят удары судьбы гораздо тяжелее.
Виды травмы
Острая - реакция на внезапное одномоментное событие, которые я перечисляла;
Пролонгированная во времени - реакция на абьюз, например, или на участие в военных действиях, долгая болезнь, оскорбительное отношение и т.д.
Детская - любая из предыдущих, но прожитая в детстве.
Очень частый вопрос на терапии:
Почему вы спрашиваете про детство, я же обратился с травмой, которая случилась полгода назад?
Действительно, может раздражать то, что терапевт обязательно спрашивает про детство, когда тут взрослых проблем полно.
Поскольку детская травма произошла в период формирования мозга (и психики соответственно), она не только усиливает эффект от взрослых травм, но часто и является их причиной.
Не всех, конечно, не будем впадать в магию и паранойю, но многих. Детство бессознательно руководит нами в отношениях и конфликтах с людьми, отвечает за зависимости, депрессии, достижения, желание рисковать и т.д. Иногда травматический опыт повторяется несколько раз, и мы можем говорить о сценарии жизни - он точно будет связан с неосознанной первой детской травмой. Ребенок, которого бросали в детстве родители (уезжали надолго, например, или оставляли одного), может вырасти и бессознательно саботировать брак различными способами (тревожная привязанность, избегающая привязанность), а для сознания это будет выглядеть, как череда случайностей и несправедливость этого мира. Конечно, жизнь есть жизнь и события часто происходят и без нашего участия, но, как я говорила, детская травма, если она имеет место, в этом случае усиливает эффект более поздней, и с ней тоже нужно работать.
От чего еще зависит интенсивность переживаний в травме?
Человек в тяжелом стрессе всегда психологически регрессирует (это справедливо для всех людей) - то есть откатывается на предыдущий уровень психического функционирования. И дальше всё зависит исходного состояния: здоровый человек (я такого не встречала) - на недолгий период станет невротиком, но восстановится;
невротик на фоне травмы будет близок к пограничному уровню; у пограничника могут быть психотические состояния, психотик может уже не оправиться от удара. Кроме здорового человека, представителям всех уровней нужна профессиональная помощь, но различной интенсивности и продолжительности. В последних двух случаях - с подключением психиатра. Чем ниже уровень, тем длительнее регресс и ниже вероятность возвращения к себе.
Чем поможет терапия?
Травма ломает человеку картину мира. Ощущения, что мир безопасен, люди добры, во всём происходящем есть смысл, а я достоин - больше нет. Земля ушла из под ног, я не знаю, чего ждать, можно ли надеяться, доверять - всё небезопасно. Если в этом состоянии остаться и ждать, когда пройдёт само - это в лучшем случае будет очень долго.
Терапевт, как зеркало, отразит то, что поломано, подставит свою психику, как опору и поможет увидеть, что из этих установок не соответствует действительности и является следствием пережитой боли (например, что никому нельзя доверять), а что нужно принять, как часть жизни (например, что жизнь бывает непредсказуема). Кроме того, в терапии тип привязанности меняется на надёжный, а это неизбежно улучшит отношения с другими людьми.
Когда всё закончится, я буду прежним?
Когда мир посылает нам серьёзные испытания, он хочет от нас именно каких-то изменений, внутреннего роста.
В спокойствии нет развития - оно происходит только в кризисах (к сожалению).
И, раз уж мы начали про деревья: если дерево сломалось, ему нужна кардинальная обрезка, подкормка, а потом еще формирующая обрезка - и тогда оно станет сильным и прекрасным, каким никогда не было раньше; и всё же это то же самое дерево. Поэтому -
человек останется собой, конечно, но другим собой: или сломленным, или повзрослевшим, мудрым, сильным, и даже счастливым (хотя сейчас, возможно, кому-то в это трудно поверить).
Записаться на консультацию можно здесь
Обо мне, стоимость консультации: