Пока все пилоты решают свои навозные задачи, Макс уезжает к третьему титулу.
Недельное ожидание гонки на заведомо необгонной трассе не может не накладывать отпечаток на ее восприятие уже после финиша. Мы знали, что Макс победит, что смены позиций в основном нужно ждать только на стартовой прямой. Но если вы действительно увлекаетесь Формулой-1, а не являетесь рядовым потребителем, которому все должны, то даже в таких обстоятельствах всегда можно провести анализ и выделить вагон любопытных моментов. Внезапный мини-коллапс «Астон Мартина», прорыв «Мерседеса», чумовая квалификация с множеством сюрпризов, неожиданные расклады по шинам — и все это в рамках одной «скучной» гонки.
В 2023 году конфигурация трассы претерпела изменения — мы лишились шиканы перед последним поворотом и получили вместо нее скоростную дугу, в результате чего моднейшие пилоты еще более дико вылетали на стартовую прямую. Можно долго спорить о том, лучше ли стало или хуже, но на самом деле глобально не изменилось фактически ничего. Специфика всей остальной части автодрома такова, что все обгоны как происходили на этой прямой, так и происходят. Вообще, изменение конфигурации где-либо за последние годы всегда такой эффект и имеет — зритель вообще не чувствует разницы. В качестве исключения напрашивается только Абу-Даби-2021, когда Ферстаппен лихо пролетел мимо Хэмилтона именно на измененном участке трассы, где ранее стояла шикана.
Сегодня эти ребята тоже финишировали первым и вторым, но уже совсем в других статусах и совсем в другом положении каждый. Как же быстро летит время! Но то — дела давно минувших дней, а мы с вами проанализируем несколько любопытных моментов Гран-при Испании-2023.
«Пирелли» удивила шинами
В последние годы мы основательно привыкли к гонкам с одним пит-стопом, и это было просто замечательно. Искусственное раздувание интриги путем миллиардов остановок — гораздо более дутый продукт, чем попытка извлечь выгоду из одной остановки. Ведь для второго требуется намного больше концентрации и усиленного мыслительного процесса. Но для Барселоны итальянские шинники всегда прогнозируют две остановки — видимо, чтобы мозги стратегов могли отдохнуть, расслабиться и просто получить удовольствие. Хотя по итогу все наоборот: попытки рассчитать идеальное время для первой остановки (часто неудачные), а потом еще и понять, что делать дальше, вносят полный хаос. Но черт бы с ним, только вот в этом году «Пирелли» то ли решила пошутить, то ли налажала с маркировкой, но в гонке мы увидели три состава резины, которые работают… одинаково! Картина выглядела примерно так:
1. «Софт». Состав, от которого Вальттери Боттаса решили избавить через четыре (!) круга, но Льюис Хэмилтон при этом потрясающе провел на нем 26 кругов. Расселл вообще интересовался у команды — возможно ли проехать гонку с одним пит-стопом? Джордж настолько комфортно чувствовал себя с этими шинами, что был готов продлить отрезок и перейти на «Хард» где-нибудь в середине.
2. «Мидиум». Состав-урод, который не имел никаких преимуществ перед «Хардом». Макс проехал на нем отличный отрезок, но он был всего на несколько кругов дольше отрезков «Мерседеса» на «Софте». Остальные использовали его либо из-за подстраховки в желании точно доехать до конца, либо в качестве эксперимента.
3. «Хард». Состав, который ничем не отличался от «Софта». Боттас, Норрис, Цунода, Пиастри, Де Врис — все, кто переобувались в него на самом-самом старте, показывали отличные времена целыми сериями, хотя баки еще не были пусты, а асфальт не прикатан.
«Пирелли» дала жару, поэтому анализировать происходящее по ходу гонки в плане перспектив пилотов было невероятно трудно. А еще шины «Хард» при старте с пит-лейна получил Шарль Леклер. И вышло фантастическое добро.
Не смешно, а грустно
Знаете, чем отличается среднестатистический фанат «Феррари» от человека, который ее критикует? Первые постоянно бухтят абсолютно без разбора — зачастую Скудерии достается даже тогда, когда вины механиков/стратегов/пилотов/руководителей нет и в помине. Это просто стиль жизни, когда проще выдать «ну как всегда», вместо того, чтобы проанализировать. Поэтому сейчас, в уникальной ситуации, когда из-за действительно безобразных решений итальянцев честные критики сливаются со среднестатистическими фанатами, очень важно отделить зерна от плевел. То, что происходит в «Феррари» — это не «ну как всегда» и прочие бесполезные причитания. Это настоящая трагедия. Команда продолжает плавное пикирование из статуса ДНК Формулы-1 в какую-то безжизненную кашу. Речь не о плохой форме итальянцев и отсутствии титулов с 2007 года. Концентрация локальных абсурдных решений каждую неделю — вот, что действительно печально. Что же произошло на этот раз?
Шарль Леклер после не очень удачной квалификации стартовал с пит-лейна на «Харде». Сам старт оттуда уже сулил монегаску отличные перспективы, а в свете шинного вопроса, который мы с вами обсудили выше — «Хард», который отличался от «Софта» только названием, обещал многое. Леклер вполне активно прорывался из задницы, плюс многие обитатели подвала решили поехать на пит-стоп очень рано, что избавило Шарля от необходимости тратить время на борьбу с аутсайдерами. Но не успел сын «Феррари» почувствовать запах крови, как его зазвали в боксы на 17 круге! Напомню, что весь пелетон успешно эксплуатировал все три состава минимум по 25 кругов. Даже при большом желании трудно найти основания для такого мощного решения мостика «Феррари». Леклер опять укатился вниз, тратил время на возню с «Альфа Ромео», «Хаас» и «Альфа Таури», но дальше произошло еще более интересное событие. Шарль, как опытный стратег, будто понял отсутствие критической разницы между составами, поэтому аккурат перед вторым пит-стопом произошел диалог, который мы заслужили:
Инженер: «Заезжай в боксы на этом круге, чтобы перейти на «хард».
Шарль: «Нет, давайте «софт»!»
Инженер: «Принял».
Шарль: «Мне заезжать на пит-стоп?»
Инженер: «Да, сейчас».
Инженер: «Мы поставим «хард».
И это за несколько метров до пересечения линии пит-лейна. Просто катастрофа. На которую фанаты «Феррари» отреагируют традиционным бурчанием, посмеются, скажут «ну как всегда», польют помоями всех без разбора, пока вменяемые люди, но при этом не фанаты красных (!), поразмышляют и придут в ужас от масштаба трагедии.
Шарлю на ровном месте завалили гонку. Таких помутнений в тактике сегодня не было ни у кого.
Льюис против Джорджа
Это не было противостоянием на трассе, но имело значение в плане психологии. Весь мир с начала 2021 года ждал падения великого чемпиона, и в итоге его получил. Но кровожадному зрителю этого было недостаточно — ведь Льюис хоть и уступил титул Максу, но боролся за него до последнего круга, а «Мерседес» и вовсе взял Кубок Конструкторов. Поэтому даже проходной 2022 год, но в паре с молодым и амбициозным Джорджем Расселлом, тот самый кровожадный зритель ждал, притаившись. С тех пор каждая «осечка» Льюиса в сравнении с Джорджем вызывала неистовый восторг у всех ненавистников Хэмилтона. Сейчас даже кажется, что по итогам почти полутора лет совместных выступлений на стороне Джорджа не то что симпатии народа — он якобы уже второй год подряд уделывает Льюиса. На чем основано это мнение? На том, что Хэмилтон Расселла не громит. Если вы смотрели прошлый сезон и смотрите нынешний, то не будете отрицать — при факторе ужасного болида оба пилота: во-первых, по максимуму к нему адаптируются, а во-вторых — абсолютно равны. Поэтому каждый отдельный успех первого над вторым стоит воспринимать, как локальную, разовую победу. Но у Хэмилтона есть преимущество — его заведомо больше критикуют, при этом успехи в сражении с Джорджем предпочитают не освещать. А мы не будем.
Действо в квалификации оставим на совести всего «Мерседеса» — там были виноваты все и не виноват никто. Но в гонке был один очень хороший момент — это финальный отрезок Хэмилтона и Расселла на «Софте». Льюис был в более комфортном положении, потому что имел солидное преимущество даже над Джорджем, чего уж говорить об остальных преследователях. А вот над Расселлом нависла угроза хоть и далеко идущего Переса, но мексиканец начал снимать со времени молодого британца по несколько секунд. Что происходило в этот момент? Льюис выдал серию кругов, выходящих за 1.18, а Джордж почему-то не смог заставить работать свой «Софт» и тоже выдал серию, но довольно печальную — в среднем это было около 1.18,5. В итоге Перес подъехал настолько быстро, что пришлось поволноваться.
Конечно, это не показатель очевидного превосходства семикратного над Расселлом. Но мы не забываем, что инерция доминирования Льюиса настолько сильна, что его готовы уничтожить даже сейчас, когда Хэмилтон второй год подряд страдает от отсутствия быстрой машины. Поэтому в обязательном порядке отмечаем, что в тот самый момент, когда немцы сделали мощнейший скачок в рамках одного этапа — Льюис был в порядке и без проблем завоевал второе место. Без шансов для напарника. А Джордж Расселл, между прочим — тоже большой молодец.
А вообще, героев сегодня было много. Окон — умница, Чжоу выдал свое самое боевое выступление за все время в Ф1 и был вознагражден, Цуноду лишили очков не самым очевидным штрафом, но при этом японец все равно давал жару на протяжении всей гонки.
Это не скучная трасса, это плодородная земля для анализа — даже этот текст стал рекордным по объему среди всех статей на канале по Гран-при. Канада, мы идем к тебе!