Продолжаем анализ книги Александра Исаевича Солженицына «200 лет с нами». Ссылки на предыдущие материалы вы найдёте в конце данной статьи.
«К концу 1804 Комитет о благоустроении евреев закончил свою работу выработкой «Положения о евреях» (известно как «Положение 1804 г.») — первый в России законодательный свод о евреях. Комитет объяснял, что видит целью своей перевести евреев в лучшее состояние и к путям полезной деятельности.»
Далее, предпринимались отдельные попытки отобрать у евреев винный промысел, арендное дело, но тут же сталкивались со сложностями формирования казны. Посыпались просьбы, чтобы разрешить, в порядке исключения, на некоторые сроки ничего не конфисковывать. Естественно, как бывает у нас, некоторые сроки были растянуты до бесконечности. Были, конечно, генерал-губернаторы, жестко исполнившие «Положение». Винный промысел, кабаки, постоялые дворы были отняты у евреев и преданы в руки представителей титульной нации. И что же? Пьянство населения не уменьшилось. Но в многочисленных бедах продолжали винить евреев.
Самое главное эти огульные и несправедливые обвинения никоим образом не пресекались, и у населения вырабатывался стойкий образ врага. На него можно было списывать собственные неудачи и беды. Тем временем:
«Сдаются в аренду как будто не сами крестьяне, а только «крестенция» — а результат тот же самый. Но и, несмотря на все запреты, практика «крестенций» гибко продолжалась. Запутанная сложность была и в том, что многие помещики и сами попадали в долги к своим арендаторам-евреям, получали от них деньги под залог своего имения, — вот евреи и распоряжались тем имением и трудом крепостных.»
А тут еще Отечественная война 1812 года подоспела.
Стало всем не до реформ. Но войны, как известно, заканчиваются. Солженицын пишет:
«С присоединением к России после 1814 и центральной Польши — присоединилось ещё и более 400 тысяч евреев, и еврейская проблема становилась для российского правительства только ещё настоятельней и сложней. В 1816 Государственный совет Царства Польского, жившего во многом как бы отдельной государственной жизнью, постановил начать выселение евреев из деревень, разрешая евреям оставаться лишь для прямого земледельческого труда и без помощи христиан. …. Сходно подрывала казну и контрабанда вдоль всей западной границы России, бестаможенный провоз товаров и продуктов в обе столицы и торговля ими. Губернаторы доносили, что контрабандой занимаются преимущественно евреи, как раз и заселяющие густо пограничную полосу.»
Российское правительство под личным руководством императора Александра Первого разработало и осуществило план по добровольно-принудительному переселению евреев на земли Малороссии.
Цель была благая, приобщить их к земледелию. На каждую семью выделялся надел земли, зерно для посадки, скот, сельскохозяйственные орудия труда, хата. На всё обустройство был выделен громадный государственный заём. Через 8 лет переселенцы должны были возвратить в казну сумму, на которую они были обустроены на новом месте. Однако итоги переселения оказались мрачнее самых мрачных прогнозов:
«По неопытности ломают инструмент, а то и прямо продают земледельческие орудия. Не умеют пастушествовать. «Режут скот на пищу, а после жалуются на неимение скота», другие — продают полученный скот и на него покупают хлеб. Не заготовляют кизяков, и избы стали сыры от недостатка топлива; а домов, приходящих в упадок, не поправляют. Не сажают огородов. Соломой, заготовленной кормить скот, топят избы. По неумению жать, косить и молотить поселенцы не могут и наняться на работу в соседние селения, их не берут. От нечистого содержания жилищ — болезни. И вот, на 9 еврейских колоний было уже истрачено 300 тысяч рублей — огромная сумма при тогдашних копеечных ценах.
Вот в 1822 миновала и новая 5-летняя отсрочка податей — но состояние еврейских хозяйств требовало дальнейших льгот и субсидий: отмечалось «самое бедственнейшее положение поселенцев» при «закоренелости их в тунеядстве, болезнях, смертности, неурожаях и незнании ими работ земледельческих. ……………
«И в 1823 Александр I запретил переселение евреев. А в 1824 и 1825 — новые неурожаи, и еврейских поселенцев снова подкрепляли ссудами (но, чтобы не разжигать надежд, маскировали от самих поселенцев: якобы самовольная выдача от смотрителя или плата за какую-то работу). И — снова выдавали паспорта, идти в город. О начале уплаты податей, даже поселившимися 18 лет назад, — и речи не могло быть 66. И одновременно же с этим, в 1823, «последовал высочайший указ... чтобы в Белорусских губерниях евреи прекратили к 1824 г. винные промыслы и содержание аренд и почт, а к 1825» переселились бы окончательно «в города и местечки». И вот — переселение началось.»
Мы видим, как Российский император Александр Первый своими непоследовательными действиями нанес сильнейший удар по российской казне. Этот удар был усилен расходами на Отечественную войну 1812 года. Ничего не добившись реформами национального вопроса, император лишь усугубил положение. В результате переселения, народ окончательно обнищал и стал заполнять города центральной России. В конце своей жизни Александр Первый вдруг решил, что евреи – богоизбранный народ и причинение ему любого неудобства повлечет за собой кару небесную.
Взошедший на престол Николай Первый решил полностью уравнять в правах и обязанностях народ еврейской национальности. На евреев была распространена воинская повинность.
Николай Первый был уверен, что армия окончательно подорвет вредные привычки и особые национальные устои. Но, как принято в России, всё было сделано не по уму, а через…. Формирование призывного контингента среди лиц еврейской национальности было отдано на откуп еврейским кагалам. А те, записывали в призывники нищих, не способных откупиться, больных, низкоквалифицированных и ленивых. Но Николай Первый пошел еще дальше. Он повелел призывать мальчиков с 12 лет, отдавая их в военно-ремесленные училища (кантоны).
Преследовалось три цели: облегчение положения семьи, где отец нес двадцатипятилетнюю службу в войсках, обучение детей ремеслу, искоренение ранних брачных союзов. Дело в том, что еврейским детям разрешено было вступать в брак с 12-ти летнего возраста. К пятнадцати годам в таких семьях уже было не по одному ребёнку и отцу некогда было овладевать профессиональными навыками, надо было семью кормить. В принципе, Николай Первый развивал созданные при Петре Первом военно-сиротские отделения.
Теперь кагалы стали откупаться от призывного плана детьми бедняков, сиротами, «лишними» ртами в семьях. Нынешними словами, коррупция и обогащение кагалов поднялись на небывалые высоты.
«И вот в1844 кагалы «были повсеместно упразднены и их функции переданы городским управам и ратушам».
Мало того, Николай Первый решил продолжить идею переселения евреев, но теперь уже в Сибирь.
«К тому же духовные лица в еврейских поселениях (в них бывало и по два олитвенных дома — один для ортодоксов, «митнагдов», другой для хасидов), «поддерживали своих единоверцев в мысли, что они, как народ избранный, — не предназначены судьбой на тяжкий труд земледельца, ибо это горький удел гоя». «Поздно вставали, употребляли час на утреннюю молитву и выходили на работу, когда солнце было высоко уже на небе», потом шабаш с вечера пятницы до утра в Воскресение. Да и с еврейской точки зрения И.Г. Оршанский заключает по сути то же, что и инспекторы: «Арендное хозяйство с наёмным рабочим трудом... находит более сочувствия у евреев, чем трудный во всех отношениях переход от барышничества к труду хлебопашца... Заметно постоянно увеличивающееся стремление евреев к занятию сельскими промыслами, преимущественно в форме арендования земель и обработки их наёмными рабочими»
Увы, Николай Первый скоропостижно умер, оставив не решенный национальный вопрос своему приемнику. Как его решал новый император Александр второй и последующие правители, планирую написать в следующей статье. Хотя, я не уверен, стоит ли дальше продолжать рассматривать огромный труд Александра Исаевича Солженицына «200 лет вместе». Одной статьёй книгу не опишешь, ибо она очень и очень информативна.
Мои статьи о книге Александра Исаевича Солженицына «200 лет с нами»:
"Еврейский вопрос и Солженицын" можно прочитать здесь
"Еврейство, голод и нищие купцы" можно прочитать здесь
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал