Найти тему

В бронзовом зале, в бронзовом зале... Вы там бывали?

Это великолепие - бронзовый зал дома архитекторов (бывший особняк А.А.Половцева) работы М. Месмахера. Площадь помещения 165 м2, высота — 10 м. Зал первым в СПб был оснащен электрическим освещением, но естественный свет также просачивался сквозь фонарь-плафон.

Бронзовый зал в своем великолепии. Фото автора.
Бронзовый зал в своем великолепии. Фото автора.

Стены комнаты сплошь покрыты несколькими сортами мрамора, украшения - из позолоченной бронзы, отсюда название: Бронзовая гостиная. Паркет из девяти пород дерева.

Двери в технике  маркетри. Фото автора.
Двери в технике маркетри. Фото автора.

Мы были в особняке с экскурсией прошлым летом, тогда это было возможно только по субботам и строго по предварительной регистрации. Сейчас проводятся экскурсии и в воскресенье.

Вот такой паркет в Бронзовом зале. Фото автора.
Вот такой паркет в Бронзовом зале. Фото автора.

Экскурсия по Дому архитекторов начинается в эркере, размещающем ранее зимний сад. Далее маршрут пролегает по гостиным комнатам и небольшим пространствам: библиотеке, Каминному холлу, Дубовой комнате, Белому залу и заканчивается в Бронзовом.

Эркер. Фото автора.
Эркер. Фото автора.
Мы в эркере, потолок. Фото автора.
Мы в эркере, потолок. Фото автора.

Малиновая гостиная сохранила шелковую отделку конца XIX столетия. Ореховые двери подлинные.

Малиновая гостиная. Здесь хорошо видно отделку стен. Фото автора.
Малиновая гостиная. Здесь хорошо видно отделку стен. Фото автора.

Белый зал создан в стиле парадных интерьеров короля Людовика XV.

Белый зал перед вами. Фото автора.
Белый зал перед вами. Фото автора.
Плафоны белого зала. Фото автора.
Плафоны белого зала. Фото автора.

Пространство декорировано многогранной палитрой цветов и узоров. Лепнина, арочные окна, хрустальные люстры, наборный паркет, старинные зеркала в деревянных рамах. Одним словом, роскошь..

Фрагменты лепнины. Фото автора.
Фрагменты лепнины. Фото автора.

Портрет Надежды​ Михайловны Юниной, приемной дочери Александра Людвиговича Штиглица, кисти французского художника Каролюс-Дюрана. Здесь ей всего 33 года и она мама​ четверых детей.

Н.М. Юнина.  Каролюс- Дюран. Мастер известен как дорогой, востребованный портретист XIX века.Фото с автором получилось случайно.
Н.М. Юнина. Каролюс- Дюран. Мастер известен как дорогой, востребованный портретист XIX века.Фото с автором получилось случайно.

Надежда найдена в саду, в кустах, в имении Штиглица. Лежала в корзинке,​ завернутой в очень красивое и богатое одеяльце. Рядышком записка с именем девочки и датой рождения, 10 декабря 1843 года. Поскольку событие произошло в июне, то и​ фамилию записали Юнина.​ При девочке был​ золотой крестик и большая жемчужина. Найденышу очень обрадовалась супруга банкира, ведь совсем недавно она потеряла единственного сына. Загадка происхождения​ Надежды имеет разные версии.

Отцом ребенка, предположительно, мог стать князь Михаил Павлович Романов, а​ мать фрейлина… Надежду​ Михайловну с любовью вырастили и достойно воспитали приемные родители. В 18 лет, одна из самых богатых невест России, сама выбрала себе мужа из огромного числа желающих.

Александр Половцев на момент знакомства с Надеждой Михайловной сенатский чиновник, родившийся в небогатой дворянской семье. Отец трудился в министерстве госимуществ, а мама, Аграфена Федоровна, дочь участника Отечественной войны 1812 года Татищева(так что историк С.Татищев​ двоюродный брат​ Александру).

Женитьба на​ Надежде Михайловне Юниной стала для Александра Половцева судьбоносной. Огромное состояние жены, природный ум Александра в сочетании с образованностью​ и карьера от рядового служащего Сената до госсекретаря и далее до члена Госсовета​ и статс-секретаря императора Александра III​, оказалась ошеломительной.

Для молодой семьи барон А.Л. Штиглиц​ прикупил​ у князя Гагарина особняк на Большой Морской улице.

Дом архитектора. Снаружи совсем скромно,  а внутри роскошь и красота. Фото автора.
Дом архитектора. Снаружи совсем скромно, а внутри роскошь и красота. Фото автора.

Александр, являясь истинным знатоком истории и литературы, страстным коллекционером произведений прикладного искусства, превращает особняк в настоящий дворец, но оставляет его весьма скромным снаружи.

Библиотека. Наверху балкон.Фото автора.
Библиотека. Наверху балкон.Фото автора.
Как вам такая красота? Фото автора.
Как вам такая красота? Фото автора.
Камин. Дерево. Фото автора.
Камин. Дерево. Фото автора.

Это он, А А. Половцев убеждает барона Штиглица в необходимости создания училища технических рисовальщиков для развивающейся промышленности России. А в 1865 по его инициативе создается Русское историческое общество , главная цель которого сбор и публикация архивных документов. На собственные средства​ Половцев издает Русский биографический словарь.

В дальнейшем, он будет активно формировать музей при училище, отодвинув свои личные коллекции на второй план, придя к осознанному восприятию проблем художественного образования​ и воспитания произведениями искусства.

Но это другая история. Мы же вернемся к интерьерам и еще раз с удовольствием посмотрим на эти дивные двери, световые окна, лепнину, камины!​

Дубовая гостиная. Фото автора.
Дубовая гостиная. Фото автора.
Камин XVII века, работы итальянских мастеров, изготовлен из трёх сортов мрамора. Фото автора.
Камин XVII века, работы итальянских мастеров, изготовлен из трёх сортов мрамора. Фото автора.
Бронзовая  скульптура -аллегория  Науки и Искусства. Фото автора.
Бронзовая скульптура -аллегория Науки и Искусства. Фото автора.

Проходя зал за залом замечаешь, как здорово повышается настроение и доходит до своей кульминации именно в бронзовом зале. Это ощущение полного восторга и радости! Месмахер писал в своих записках: «Я хочу, чтобы люди через века приходили и удивлялись». Что ж, ему это удалось сполна!

Эта дверь ведет  в Бронзовый зал. Фото автора.
Эта дверь ведет в Бронзовый зал. Фото автора.
Нам разрешили присесть и это было кстати, голова закружилась! Кругом  такое великолепие! Оно не давит, оно восхищает! Фото автора.
Нам разрешили присесть и это было кстати, голова закружилась! Кругом такое великолепие! Оно не давит, оно восхищает! Фото автора.

Очень жаль, что летом мы не попали в академию, это первый шаг, после нужно идти к Половцевым. Почему не получилось? Был июль и шли приемные экзамены, поэтому самое интересное мы бы все равно не увидели. Отложили до лучших времен и поездок.

Коротко о Александре Людвигови​че Штиглице.

Он первый управляющий Государственного банка​ России, созданного Александром II после проведения реформ. До своего вступления в должность барон Штиглиц закрывает собственные банковские дела и уходит с должности председателя биржевого комитета, чтобы избежать конфликта интересов. Новая​ ​ задача - промышленное развитие России и шесть лет на должности. После службы и до конца жизни первый банкир будет получать годовой​ доход свыше 3 млн. руб и станет одним из самых влиятельных и богатых людей. 1876 год это год​ создания училища. Сюда принимают учиться всех, независимо от пола и сословий. В дальнейшем на деньги Штиглица будут​ созданы​ музей и библиотека при Училище, а Александр Александрович Половцев с честью выполнит и до конца все заветы своего тестя.

И еще. Помните картину И.Репина "Торжественное заседание Государственного совета"? На огромном полотне коллективный портрет с 81 фигурой. Там очень легко можно найти А.А.Половцева. Он единственный, справа, очень внимательно, сквозь пелену прошедших лет, смотрит на нас, зрителей.

Благодарю за прочтение! Подписывайтесь! И заходите почаще!