Его музыкальная карьера началась с пионерского горна. Сергей Мазаев – один из самых известных рок-артистов страны. Но далеко не всегда карьера музыканта складывалась гладко.
«До свиданья, мама» – и здравствуйте, народная любовь и популярность. Этот хит был одной из первых песен, которыми молодая рок-группа «Моральный кодекс» заявила о себе на всю страну. С тех пор прошло уже больше 30 лет. За это время в коллективе не раз менялись музыканты, но его лицо и голос до сих пор остаются неизменными. А их обладатель Сергей Мазаев в глазах тысяч поклонников является не только бессменным лидером «Морального кодекса», но и ярким символом русского рока – рока с налетом романтики.
Песня о снеге кажется совершенно закономерной в репертуаре группы «Моральный кодекс», ведь ее солист появился на свет в начале снежной и морозной зимы 59-го. Своего отца Сергей помнит смутно – когда ему было 4 месяца, родители развелись. Воспитанием занимались мама – торговый работник – и бабушка. Но на характере и поведении мальчика отсутствие в доме «твердой мужской руки» никак не сказалось. Он рос активным советским мальчишкой. Отличную учебу в физико-математической школе совмещал с дворовыми играми и спортом.
«Скидывались по рублю, по-моему, заливали на соседнем дворе каток и просто там к группе людей приходила женщина и с нами немножко занималась. Потом я занимался плаванием – лет шесть, наверное. Конькобежный спорт, летом – метание копья. Десять лет, на протяжении всей моей школьной жизни, я играл в баскетбол и бегал на лыжах»
Ни дворовым друзьям, ни товарищам по спортивным занятиям он в этом не признавался. Но уже тогда важное место в его жизни занимала музыка. Дома Сережа очень любил слушать, как поет мама, а в школе обожал уроки, которые вела его первая учительница.
«Галина Анатольевна сама играла у нас на фортепьяно прекрасно, и мы всем классом хором – у нас урок пения был неформальный абсолютно. Голосили все»
Одно из таких занятий стало для Сергея судьбоносным. Однажды на урок заглянула старшая пионервожатая и спросила – кто из ребят хочет попробовать себя на место барабанщика и горниста, которые скоро должны были закончить школу. Недолго думая активный мальчишка поднял руку. Тогда 11-летнего Сергея отправили в Дом пионеров Дзержинского района Москвы – осваивать инструменты.
«За две недели я научился играть на горне и на барабане. Все сигналы выучил, все сделал, и захотел остаться в оркестре детском – там был детский оркестр»
Но навыков игры на пионерском горне для того, чтобы попасть в духовой оркестр, было, конечно, недостаточно. Пришлось овладеть кларнетом и саксофоном. А еще Сергей занимался вокалом, и после 10-го класса, когда его одноклассники дружно пошли осваивать технические специальности, – наш герой решил последовать зову сердца.
«Я заканчивал физмат-школу, была такая серьезная дилемма, куда идти. И я пошел в музыкальное училище»
Правда, закончить его Сергею не удалось – пришла повестка в армию. Он мог бы попасть в десантные войска или во флот, а попал в музыкальную роту. И это не было простым везением – молодой человек уже тогда был отличным кларнетистом и легко прошел прослушивание в военный оркестр. В его составе он три раза участвовал в параде на Красной площади.
Казалось бы, это должно было стать отличной строчкой в его творческом резюме. Но неожиданно для всех после армии Сергей решил с музыкой попрощаться. Послушал опытных товарищей, которые в один голос твердили, что у музыкантов очень маленькие зарплаты.
«Хотелось Америку-джинсы-жвачку. Я выучил английский язык и поступил на экономику зарубежных стран на экономический факультет МГУ. Мечтал быть, как мой дед, там торгпредом каким-нибудь, уехать за границу работать»
У нашего героя началась размеренная жизнь. Параллельно с учебой он устроился на работу в Роспотребсоюз. Нужны были деньги: Сергей собирался жениться. Но в отличие от молодого человека судьба на его музыкальной карьере крест ставить вовсе не планировала.
«На шестом этаже была столовая, а выше этажом был актовый зал. И однажды – это, конечно, фантастика – я спускаюсь из столовой или поднимаюсь туда – зашел в лифт и встретил там Игоря Игоревича Матвиенко. Игорь Матвиенко – с которым мы учились вместе в училище»
Почти сразу друзья организовали джазовый квартет экономического факультета. Музыкальная жизнь заиграла для Сергея новыми красками, и он устоять не смог. После второго курса ушел из университета и с друзьями-музыкантами уехал в Краснодарскую филармонию – в ансамбль «Здравствуй, песня!».
«Мы были группой средней популярности, но пустых залов у нас не было никогда! Просто мы не выступали в многотысячных залах, таких дворцах съездов, но все концерты многочисленные у нас проходили успешно»
Потом было еще несколько коллективов. Например, около трех лет Сергей являлся солистом и саксофонистом известной рок-группы «Автограф». Но по-настоящему свое наш герой нашел в 1989-м, когда он случайно встретил знакомого музыканта, который поделился планами – создать англоязычную группу и покорить зарубежный рок-олимп.
«Он мне сказал, что у них автор текстов и певец из Канады, я говорю – давай я на саксофоне буду, он – давай, да, саксофонист. Отлично, модно. Но он не приезжает и не приезжает. Я говорю – ребята, пока он не приезжает, давайте на русском, может, попробуем? Ну вот – начали пробовать»
Да так увлеклись, что о заграничных гастролях больше не помышляли. Уже летом следующего года их первый клип на песню «Я тебя люблю» показали в эфире «Утренней почты». Еще через несколько месяцев страна увидела клип «До свиданья, мама». Группу заметили и полюбили зрители – и любят до сих пор. Причем не только поклонники настоящего рока. В репертуаре «Морального кодекса» хватает и красивых баллад. И это не удивительно – ведь в самом лидере группы каким-то чудесным образом переплетаются брутальная рок-н-ролльность и романтичная чувственность. Наряду с большим талантом они и стали секретом его личного успеха.