Найти в Дзене
Русская Правда

Русский писатель П. С. Лопухин о Государе Императоре Николае II

«Когда... спрашиваешь себя, как могло произойти ​все​ бывшее, и как мог Государь оставить Свое Царское служение, то мы решаемся ответить, что причина Отречения в том, что этой благословенной Самодержавной власти люди перестали хотеть. Понимание, желание, любовь к «Царскому служению» стали в России блекнуть. Стала привлекать идея построения демократического государства, освобожденного от всяких обязательств в отношении Бога, Церкви и духовного состояния народа. Движение в русском народе в этом направлении было давнишним. Это движение упорно развивалось, наконец, пришел день, когда Государь понял, что Он одинок в своем «Царском служении». Когда в народе гаснут желания христианского Государства и среды, Православная Империя теряет и предпосылку, и цель своего бытия, ибо никого насильственно нельзя сделать христианином. Царю нужны христиане, а не ​дрожащие​ рабы. В жизни народа и человека бывают периоды духовного помутнения, «окаменелого нечувствия», но это еще не значит, что человек совсе

«Когда... спрашиваешь себя, как могло произойти ​все​ бывшее, и как мог Государь оставить Свое Царское служение, то мы решаемся ответить, что причина Отречения в том, что этой благословенной Самодержавной власти люди перестали хотеть. Понимание, желание, любовь к «Царскому служению» стали в России блекнуть. Стала привлекать идея построения демократического государства, освобожденного от всяких обязательств в отношении Бога, Церкви и духовного состояния народа. Движение в русском народе в этом направлении было давнишним. Это движение упорно развивалось, наконец, пришел день, когда Государь понял, что Он одинок в своем «Царском служении». Когда в народе гаснут желания христианского Государства и среды, Православная Империя теряет и предпосылку, и цель своего бытия, ибо никого насильственно нельзя сделать христианином. Царю нужны христиане, а не ​дрожащие​ рабы. В жизни народа и человека бывают периоды духовного помутнения, «окаменелого нечувствия», но это еще не значит, что человек совсем окаменел: пройдут дни соблазна и мрака, и он опять воскреснет...

Когда народ охватили страсти, долг власти — суровыми средствами отрезвить его и разбудить. И это надо сделать решительно-ярко, и это целительно, как целительна гроза. Но это можно и должно сделать, когда ослепление неглубоко и когда наказанный и разбуженный поймет правду наказания. Но когда болезнь духовная проникла и в подсознание, тогда применением силы будет казаться насилием, а не справедливым возмездием, тогда оно уже не может исцелить заболевший народ. Тогда он в таком состоянии, в каком был грешник, которого Апостол Павел предал сатане во измождение плоти, да дух спасется (1 ​​Кор​. 5:5). В час Отречения Государь почувствовал себя глубоко одиноким, а кругом «трусость, подлость и измена», и на вопрос, как мог Он Отречься от Своего Царского служения, надо отвечать: Он это сделал потому, что мы отреклись от Царского служения, от власти посвященной и освященной…». Но может быть Государь ошибся, думая что Он так глубоко одинок. Может быть, это вокруг и совсем вблизи была трусость, подлость и измена, а дальше, и глубже, в народе, была и храбрость и верность и честность? В ​такие​ минуты, когда Государь решал ​эти​ вопросы, нельзя считать или голосовать: вопрос решается интуицией...».