Понятие «модернизация» в его современном понимании вошло в китайский политический лексикон в конце 1970-х годов. Его появление в качестве магистральной или, если хотите, стратегической политической, экономической цели связывают с именем Дэн Сяопина. Есть версия, что эту тему он обсуждал раньше с премьером Чжоу Эньлай, который скончался в январе 1976 года, успев в 1972–1973 году вернуть Дэн Сяопина к практическому руководству правительством Китайской Народной Республики.
То, что происходило с этим понятием потом, как оно видоизменялось и наполнялось содержанием вплоть до наших дней, позволяет, на мой взгляд – я тут исключительно на собственное мнение ссылаюсь – утверждать, что модернизация – это и есть национальная идея Китая.
Замечу попутно, что у нас в кругах обществоведов, и не только обществоведов, спорят о том, что такое национальная идея, что такое национальная идея для сегодняшней России, предлагают разные рецепты. Не буду углубляться, отдельная большая тема. Но в Китае вполне оформленная национальная идея есть.
Кстати, модернизаций изначально было четыре: модернизация промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники. Я сам в 1970-е годы, помню, купил футболку с надписью во всю спину: «четыре модернизации», и долго в ней ходил, занимался спортом. Затем добавилась пятая, модернизация культуры, но в историю вошло именно это выражение, «четыре модернизации».
В свое время своего рода идейной платформой модернизации стала одна единственная формула, которая всем, кто в советское время учился в ВУЗе, очень хорошо известна, «практика – единственный критерий истины». Я вам так скажу, мы в 1970-е годы, работая в Китае, хорошие наши специалисты в посольстве, мимо этих формул просто проскакивали глазами. Понимаете, нам казалось, что это какие-то мантры. Между тем, для Китая обращение к этой формуле, «практика – единый критерий истины», оказалось поистине, как там говорят, раскрепощением сознания.
Это была идейная платформа. Она стала своего рода антитезой установки, которая в 1977–1978 годах активно продвигалась, «два если». Одно «если», если какое-то утверждение содержится в партийных документах, в решениях партии, то это истина, или если это содержится в трудах, работах председателя Мао Цзэдуна, то это тоже истина. И «практика – единственный критерий истины» пришла на смену этой установке.
Я хорошо помню 1978 год. Сначала в мае от имени партийного руководства, затем в октябре за подписью видного ученого-обществоведа, Ху Цяо Му в газетах были опубликованы установочные статьи, которые и обосновывали этот самый тезис о том, что практика – критерий истины, а вовсе никакие не «два если». Это идейная платформа.
Методологическим ключом стало знаменитое высказывание «искать истину в фактах». И китаисты, и не китаисты слово это помнят, оно употребляется давно и часто. Русло, в котором развивался процесс модернизации, политика реформ и внешней открытости, запущены в декабре 1978 года на III Пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Я хорошо помню эти дни, 18–19 декабря 1978 года. Придя на работу, открыли газеты, их тогда было в Китае всего две или три, там было опубликовано коммюнике III Пленума ЦК 11-го созыва.
И действительно, как я уже сказал выше, опытные работники посольства, люди, хорошо знающие Китай, язык, много лет проработавшие, открывали газету и закрывали ее. Ничего интересного, опять повторение, опять какие-то формулы, какая-то «практика – критерий истины» и т. д. Я немножко утрирую, но действительно, я думаю, что не только нам тогда было не очень понятно, куда все это ведет и чем это кончится.
Первым количественным ориентиром в те самые годы, конец 1970-х, применительно к модернизации стала еще одна китайская формула учетверение. Учетверение валового внутреннего продукта к 2000 году по сравнению с 1980 годом. Тоже тогда специалисты, международное китаеведение, я не помню, чтобы хоть кто-то высказался тогда, что это вполне реализуемо, это может быть достигнуто. Оказалось, что может, притом значительно раньше, чем 2000 год. Только что Сергей Юрьевич нам показывал диаграмму второго 20-летия реформ от 2000-го до 2021-го, там уже почти в пять раз, как мы видим, рост валового внутреннего продукта.
Надо подчеркнуть, что основные практические решения, в том числе кардинального характера, были выверенными и, что особенно важно, сначала проверялись опытным путем и лишь потом запускались в серию в зависимости от результата. Вы знаете, как в одной из своих работ указывал Владимир Яковлевич Портяков, специалист по китайской экономике, именно обязательная отработка на каких-то опытных площадках того или иного решения, которое затем распространялось в национальном масштабе, может быть, один из основных моментов китайской практики реформирования экономики, который нам, да и не только нам, кому угодно, можно было бы заимствовать.
Показательна история наработки приемов открытой политики через первые четыре специальные экономические зоны. Об этом много написано в нашей литературе, не буду углубляться. Но другой наглядный пример мне кажется даже более показательным. Это так называемый «семейный подряд» в сельском хозяйстве. Внешне история появления этой формы хозяйствования подавалась как «живое творчество масс».
Декабрь 1978 года, вечер, 18 крестьян из производственной бригады Сяоган, народной коммуны Лиюань, в уезде Фэнъян провинции Аньхой собрались вечером и за чашкой чая приняли решение разделить производственные задания по дворам с правом продавать излишки на рынке. Есть музей, есть памятник этим крестьянам в натуральную величину. Все это есть.
Форм семейного подряда было много. Вряд ли крестьяне за чаем в декабре 1978 года могли все это дело предвидеть. И вот уже в новейшее время, недавно, подтвердилось, что на самом деле за этой моделью внедрения, по сути, Ленинского НЭПа, замены продразверстки продналогом, стояли серьезные исследования, обсчеты, социологические опросы большой группы ученых и партийных работников во главе с видным экономистом-аграрником, он умер три года назад, академиком Ду Жуньшэн.
Я вспоминаю собственные аспирантские годы, один мой старший научный товарищ говорил так: «Если какая-то хозяйственная форма хорошо себя проявила на этапе раннего феодализма, то вполне возможно, что и в условиях социалистической экономики она тоже сработает». Он сравнивал семейный подряд с римским колонатом.
А в общем, уж извините за это отступление, говорят, что в мировой литературе есть где-то 10, 12 или 15, не знаю сколько, но по пальцам можно пересчитать, базовых сюжетов, на которых вся мировая литература и зиждется. То же самое и в экономике. В конце концов, перечень хозяйственных форм не так и велик. Очень важно, и в Китае это прежде всего и сработало, выбрать те, которые в максимальной степени подходят к специфике, то, что называется «поймать ветер в паруса».
Этот образ, кстати, употребил Владимир Владимирович Путин, если мы помним, в одной из статей о модернизации нашей экономики. Уже давняя статья, но там как раз и говорилось о том, что нам надо поймать ветер китайских реформ в паруса нашей экономики.
Итак, идея модернизации успешно реализовывалась в Китае все истекшие 40 лет с небольшим. Конечно, с издержками, с попятными движениями – все это хорошо описано – но в целом успешно. Результат известен. И новая книга, о которой только что сказал Сергей Юрьевич Глазьев, так и называется «Китайское экономическое чудо», действительно, в масштабах мировой экономики, наверное, второго такого опыта столь длительного успешного процесса подъема экономики нет, и я думаю, вряд ли будет.
На завершающем этапе этого процесса, этого исторического периода, я беру 40 с небольшим лет истории китайских реформ, были реализованы две масштабные стратегические установки. Достижение средней зажиточности, так называемый Сяокан. По-разному переводят – малого достатка, среднего достатка, средней зажиточности. По-английски – moderate prosperity, мне кажется, английский перевод лучше нашего. И второй – это ликвидация бедности, Топинь. И что характерно, этим двум достижениям, связанным непосредственно с именем председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина, был придан поистине судьбоносный характер через образ так называемого первого 100-летнего юбилея, 100-летия Компартии Китая.
Она была создана в 1921 году, стало быть, в 2021 году — два года назад первого июля ей исполнилось 100 лет. Вот к этому времени партия, правящая политическая сила в Китае, отрапортовала о решении этих двух поистине, я еще раз повторяю, судьбоносных для Китая задач. Причем, если следовать китайской, такой традиционной уходящей в глубокую древность периодизации истории и периодизации социального прогресса, то после сяо кан, то есть среднего достатка, открывается путь к следующей ступени общественного развития — это, у нас он переводится как «великая гармония», да тун.
В общем, Китаю до великой гармонии осталось недалеко. На отдаленном горизонте появилось, по сути, конечная цель модернизации Китая — выход в число ведущих государств мира ко второму столетнему китайскому юбилею, а именно столетию Китайской Народной Республики. Это 2049 год. Обозначился и промежуточный рубеж — 2035 год, когда должна быть завершена всесторонняя модернизация основных сфер жизни китайского общества. Ни у одной страны мира такого рода стратегических программ модернизации, насколько я знаю, нет. Некоторые специалисты, кстати, напоминают и о других столетиях, прежде всего столетнем юбилее Народно-освободительной армии Китая. Это 1927-2027 год. Ну я невоенный человек, но, по-моему, вооруженные силы Китайской Народной Республики уже достигли очень высокого уровня развития, остались лишь сравняться с Соединенными Штатами по ракетно-ядерному потенциалу. Ну это отдельная тема. Я не сомневаюсь, что если эта цель будет поставлена, то будет реализована.
Коллеги, не задерживаясь, сознательно не задерживаясь на всякого рода трудностях и ограничителях процесса модернизации Китая — и внутренних, и особенно внешних, как это проявляется сегодня. Они ведь хорошо известны, понятны и специалистам, и что более важно — понятны руководству Китая. И «черные лебеди», и «белые носороги» пресловутые, которых, кстати сказать, Си Цзиньпин, вообще его речь, политическая речь — очень образная с цитатами из классической литературы, из древних философов, из истории Китая. Вот он употребил оба этих термина: и лебеди, и носороги — в своем докладе, рабочем докладе к XX съезду Компартии осенью прошлого года. Но вот уже сейчас, основываясь на достигнутом, Китай предлагает другим странам китайский тип модернизации. Меня больше устраивает слово «тип», а не «стиль», потому что на английский перевели как style, Chinese style. Но все-таки джунгоши синь дай хуа, мне кажется, что все-таки это тип, китайский тип модернизации. Предлагается другим странам. Не навязывается, об этом говорит Юрий Владимирович, но предлагается как вариант, как некая антитеза, утверждается, что он больше подходит развивающимся странам, чем пресловутый порядок, основанный на правилах. И вообще, как напоминают китайские коллеги, модернизация вовсе не тождественна вестернизации. Это и нам тоже полезно иметь в виду. Тем более что в этой конструкции, предлагаемой Китаем, нет места навязываемым США, причем всё более настойчиво, открытого деления мира на демократии и автократии. Вот уж с этим-то точно не могу согласиться, в том числе и потому, что в автократии как синоним зла — помните «империю зла» Рейгана — записывают и нас.
В заключение просто цитата. Цитата из выступления вновь назначенного не так давно министра иностранных дел Китайской Народной Республики Синь Гана на традиционной пресс-конференции, которая всегда проводится в дни работы парламента в марте. Вот на недавней первой сессии ВСНП нового созыва. Итак, цитата: «Китайская модернизация предлагает решение многих проблем, стоящих перед развитием человечества, создает новую форму человеческой цивилизации». Кавычки закрыты, спасибо за внимание.
Из выступления на Московском экономическом форуме Андрея Ивановича Денисова, заместителя председателя Комитета по международным делам Совета Федерации, в прошлом - Чрезвычайного и полномочного посла в Китае на протяжении 10 лет. Форум прошел под председательством президента ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина.
Подготовлено по материалам МЭФ. Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь