Найти тему

Эпизод 2. Первобытные люди. "Битва за огонь" Жан-Жака Анно.

Историю человечества мы ведем от первых письменных цивилизаций - примерно 4000 лет до н.э. Но это лишь финальный отрезок нашей истории. Все, что было до того, забыто, покрыто мраком - а ведь это еще 200 тысяч лет человеческой истории. Пускай там не было государств и записанных эпосов, но были великие лидеры, были свои страшные войны, свои знаменитости, свои любовные истории, достойные Шекспира, свои традиции.

Водоразделом был Потоп в 11 тысячелетии до н.э., он символизировал окончание Ледникового периода. Появились благоприятные условия для земледелия, оседлого образа жизни. С другой стороны, Потоп, по всей видимости, уничтожил значительную часть существовавших до того прото-цивилизаций. Воспоминания о них дошли до нас в виде мифов и преданий. Судя по "Книге Еноха", до Потопа существовала весьма развитая цивилизация, люди которой погрязли в грехах и разврате. Про них же рассказывали, что допотопные люди жили очень долго, по нескольку сотен лет и были исполинского роста. Возможно, сказители преувеличивали. Не стоит забывать, что даже для древних шумерцев это были далекие-далекие предки, примерно как для нас герои "Илиады".

Человечество стояло на грани вымирания и прежде. Например, 72 тысячи лет назад произошло супермощное извержение вулкана Тобу на территории современной Индонезии в результате чего вымерло большинство из тогдашних обитателей Земли. Оставшаяся небольшая горстка смогла возродить человеческий род. Практически как сыновья Ноя после Потопа. Но от времен вулканического апокалипсиса не осталось даже тени преданий, слишком много воды утекло.

Французский режиссер Анно свой фильм "Борьба за огонь" датирует отметкой "80 тысяч лет назад", то есть незадолго до извержения Тобу. Хотя, если смотреть по сюжету, то, скорее, похоже, что действие фильма происходит после извержения, когда Европа и Ближний Восток густо заселены, а неандертальцы еще не вымерли в результате технологического превосходства сапиенсов, что произошло около 40 тысяч лет назад. Будем считать, что авторы фильма немного ошиблись и действие происходит 60 тысяч лет назад.

Кино начинается с жесткой зарубы между неандертальцами и питекантропами за обладание огненными головешками. Более отсталый, но физически сильный вид побеждает, что в виде случайности в истории происходит постоянно, но мы понимаем, что в историческом смысле эта ветвь эволюции обречена.

Питекантроп.
Питекантроп.
Племя неандертальцев зализывает раны.
Племя неандертальцев зализывает раны.

В поисках нового источника огня неандертальцы встречают еще рыжих каннибалов (есть соблазн представить их третьей крупной расой первобытных людей - денисовцами) и спасают из их мерзких лап прекрасную кроманьонку (т.е. уже непосредственно представителя нашего вида, homo sapiens). Та в свою очередь приводит их в свое племя и показывает им важные технологические новшества, в том числе искусство высекания огня, миссионерскую позу в сексе и копьеметательное устройство (атлатль).

Самый трогательный и одновременно смешной момент фильма - эта лица неандертальцев, узнающих, что огонь не обязательно поддерживать постоянно, а можно добывать в любое время. Воистину любая достаточно продвинутая технология не отличима от магии.

Первобытные каннибалы.
Первобытные каннибалы.
Мамонт - царь Ледникового периода.
Мамонт - царь Ледникового периода.
До этого еще додуматься надо!
До этого еще додуматься надо!
Три неандертальца и кроманьонская миледи.
Три неандертальца и кроманьонская миледи.
Копьеметалка - военная инновация, сразу же ставящая ее обладателей на принципиально иной уровень развития.
Копьеметалка - военная инновация, сразу же ставящая ее обладателей на принципиально иной уровень развития.

В фильме взаимоотношения неандертальцев и кроманьонцев показаны в виде романтического симбиоза. Но в общем случае это, конечно, было не так, хотя случаи межвидового скрещивания были достаточно распространены. В какой-то момент слабые, но умные сапиенсы окончательно "загеноцидили" неандертальцев и тем самым сформулировали один из непреложных законов человеческого развития: у кого круче технологии, тот и папа. И никак иначе. Кстати, интересно, что темнокожие кроманьонцы, выходцы из Африки, оказались умнее бледнолицых европейских неандертальцев. Вот и верь после этого в "цивилизационное бремя белого человека".

Такие разные, но все-таки они вместе.
Такие разные, но все-таки они вместе.

Автор книги, по которой поставлен фильм Жозеф Рони-старший, тоже весьма интересен. Он писал и о прошлом, и о своем настоящем (конец XIX - начало XX века), и о будущем. По всей видимости, он обладал даром писательского ясновидения, поскольку многие из его идей явно опережали свое время. Так, у него есть несколько книг о пришельцах на Земле, которые имеют не-антропоморфную и не-органическую форму и сосуществуют вместе с людьми. А в книге "Гибель Земли" он предрекает, что чрезмерная эксплуатация планеты человеком приведет к насильственному ограничению рождаемости, а в конечном итоге к замене человека как главенствующего вида на Земле сверх-интеллектом небиологического типа. Только в наши дни эта идея постепенно становится мейнстримом.