Рубрика «Незаслуженно забытые фильмы». Фильм «Клуб первых жен», который следовало бы назвать не «клуб», а «клубок». ☺
Этот фильм продолжил тему брошенных жен и поднял сразу несколько проблем: разрушение института брака в Америке, одиночество, несправедливость и да, ту самую толерантность.
Заявлен он был как комедия, но начинается с грустных событий.
Три закадычные подруги, Бренда, Анни и Элиз, встречаются на пoхoрoнах четвертой – Синтии. Пoхoрoны – дело житейское, но не тогда, когда подружка выбрасывается из окна своего роскошного пентхауса, выпив напоследок бокальчик шампанского ценой в лимузин. Подружки начинают личное расследование.
Оказывается, Синтию бросил ее муж Джил. Отобрал семейный бизнес, развелся с ней ради молодой красотки, и даже не постеснялся лапать ее у всех на глазах на пoхoрoнах бывшей жены.
Фильм снят по одноименной книге Оливии Голдсмит, и там подробно рассказывается, что муж Синтии пришел в ее семью практически как Шарик из «Простоквашино», голый и босой, желая выгодной женитьбой поправить свои финансы. Любовь затмила разум Синтии, и она долго не хотела видеть очевидных вещей – эгоизма мужа, его наплевательского отношения к ее родне, ребенку, к ней самой. Наконец, Джил забирает финансовые активы ее семьи под свой контроль и решает развестись со старой женой, чтобы жениться на молодой красотке, начав богатую и обеспеченную жизнь с чистого листа. Жена старая остается практически без средств, без ребенка и без чувства собственного достоинства.
Разузнав всю правду, подруги неожиданно понимают, что с ними произошло то же самое: их мужья, нажив состояние и приобретя высокий статус за счет выгодной женитьбы и помощи жениной родни, тут же бросили их, как только стали успешными, сменив на молодых красоток.
"Так жить нельзя (бывшим мужьям)!" – решают разведенки и принимаются мстить всем, до кого дотянутся. Бывшему мужу Синтии тоже прилетит.
Отомсти и забудь,
Что прошло – уж не вернуть.
Отомсти и забудь,
Новый день укажет путь.
Хотя мне в фильме категорически не нравится концовка. Она придумана с нуля в угоду продюсерам и публике. А вот в книге все было гораздо жестче, но при этом судьба мужей была психологически закономерной. ("Что мне делать сейчас, когда я не молод, без средств и без работы. Как я смогу найти богатую жену?" (с) Билл, бывший муж Элиз.)
Я советую, посмотрев фильм, обязательно прочитать книгу. Это блестящий исторический срез общества Америки в период 1980-1990 года, когда началась волна выступлений в защиту негров и радужных, тогда ещё имевшая демократическую подоплеку и благородные намерения. Читая эту книгу, я с удивлением узнавала, насколько ретроградным было американское общество всего 40 лет назад. Люди, которые сейчас ставят всех на колено в честь Джорджа Флойда, ещё недавно безнаказанно били черных слуг и отбирали все деньги у своих жен с явного попущения тогдашних властей. Взять эпизод, где Аарон, муж Анни, выгреб деньги со счета своей дочери, хотя для этого требовалось согласие жены.
Напоминает эпизод в романе Стивена Кинга «Долорес Клейборн», где жена вкалывала на богатую Веру Донован полжизни, а в итоге все банковские сбережения ее детей выгреб ее пьющий безработный муженек. И обратно стрелочка не повернулась: банковские работники, выдавшие деньги жены ее мужу, наотрез возвращаются возвращать их той, кто их заработала.
Что ещё изменили в сюжете.
Отрицательный персонаж книги Гунилла Голдсмит в фильме помогает главным героям наказать изменников («ведь когда-то она тоже была первой женой»), Бренда Кушман воссоединяется с мужем, хотя в книге она закрутила роман со своим адвокатом-женщиной, а у Анни цензура вымарала из сценария дочь с синдромом Дауна и молодого ухажера Мигеля.
И все же я советую глянуть фильм. Там собрались почти все известные актеры того времени: Бетт Мидлер, Мэгги Смит, Голди Хоун, Сара Джессика Паркер, Стокард Чаннинг, Джей Смит-Камерон и… Ивана Трамп, которая была в то время в разводе с Дональдом Трампом.
А потом насладиться книгой, где есть масса шикарных персонажей, которых побоялись ввести в фильм. Чего стоит, например, Феб, сумасшедшая художница, у которой все очевидные проявления ее болезни воспринимаются американской публикой как талант и эпатаж. Или семейный психолог Лесли Розен, которая, вместо того чтобы соединять семьи и лечить пациентов, выходит замуж за мужа своей пациентки, а у другой пациентки ухудшает ее состояние из-за своего полного непрофессионализма. Да и с мужем у нее проблемы. У семейного-то психолога.
Шикарная книга, рекомендую всем к прочтению.
***
Эх, было же время, когда актрис в Голливуд брали не по квоте, а за талант и красоту...
Спасибо всем за донаты! ♥
***
Партнеры: