Найти тему
Мальчик ОнФим

Сказание о том, как Рюрика на землю Новгородскую приглашали Часть 1

«Как Естественная, так и Гражданская История не терпит вымыслов, изображая, что есть или было, а не что быть могло. Но История, говорят, наполнена ложью: скажем лучше, что в ней, как в деле человеческом, бывает примес лжи, однако ж характер истины всегда более или менее сохраняется; и сего довольно для нас, чтобы составить себе общее понятие о людях и деяниях».

Н. Карамзин

Удивительно, что при такой позиции великий русский историк Николай Карамзин был ярым сторонником канонической версии призвания варягов на Русь. Сам же допускал в Истории «примес лжи».

Напомню, что согласно летописи «Повесть временных лет» наши далекие предки враждовали друг с другом, не могли прийти к согласию между собой, поэтому решили призвать варягов:

«В лето 6367(859). Варяги из заморья брали дань с чуди, и со словен, и с мери, с кривичей… В год 6370 (862) изгнали варяг за море и не дали им дани и стали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал рад на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли они за море к варягам, к руси. (Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы — вот так и эти.) Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”».

В.М. Васнецов "Варяги" или "Призвание варягов". 1909 год
В.М. Васнецов "Варяги" или "Призвание варягов". 1909 год

С тех пор все, кому не лень, считают славян неполноценными, поэтому приблизительно раз в сто лет пытаются «прийти княжить и владеть нами».

Почему созданная в начале XII в., т.е. спустя три столетия поле описанных событий, летопись воспринимается как нечто неоспариваемое? На робкие попытки развенчать фальсификацию германскими «учеными» этого документа наша историческая «наука» никак не реагирует. Вместе с тем, оригинала этой Повести никто не видел. Она известна по двум редакциям, условно именуемым второй и третьей. Полный текст сохранился в 5 списках XIV—XVI веков, которые отличаются друг от друга. Доподлинно не известно даже то, был ли автором произведения монах Никон. И вот такие сомнительные, неоднократно переписанные документы берутся за основу при изучении образования нашего государства.

Теперь я попытаюсь написать историю призвания варягов обычным, современным языком. Простите заранее за юмор и иронию.

Итак. Где-то в середине IX века на территории современного Северо-Запада России множество славянских и финно-угорских племен враждовали друг с другом за…. Вот и первый вопрос: какая причина такого уровня вражды, что пришлось звать каких-то посторонних людей урезонить воинственные племена. Нефть и газ тогда никому не требовались. Природа у нас суровая, поэтому много пшеницы не соберешь. Рыба, вероятнее всего, была повсеместно. Лес тоже никуда не возили - ИКЕА даже в зародыше не было. Имелся, правда, пушной зверек. Мех надо сбывать. Куда его можно продавать, вопросов не возникало. Как и сейчас, – в Европу. Но каким образом это порождало конфликты? Нет у нас никаких документов на этот счет. А посему и не знаем мы причины лютой вражды.

Вопрос второй: кто эти люди, которые, в конце концов, сели за стол переговоров? Мы чествуем Рюрика, от него произошла целая династия наших правителей. Но настоящими героями должны признаваться не пригласившие Рюрика, а те, кто смог добиться единого мнения о таком шаге. Как сие удалось сделать? «Неясно это, молчит наука».

Допустим, вышли из лесов с белыми флагами, сели за стол, выпили медовухи. Дальше что?

- Братья, нельзя нам так более жить. Не можем мы найти согласия дуг с другом, погубим себя. Надо бы правителя над собой поставить. Предлагаю себя.

- А чего тебя-то, почему не меня, или вот его….?

И пошел между ними спор. Еще раз: КТО-ТО смог выполнить непосильную задачу, усадить вождей за переговоры, но не смог убедить выбрать среди них правителя.

Ну, допустим.

Долго ли, коротко ли спорили. Медовухи несколько бочонков выпили, стадо лосей съели, тонны соленой и вяленой рыбы перепробовали….

- Нет, братья. Так не пойдет! Не можем мы из своего круга выбрать. Опять воевать будем. Давайте пригласим менеджера из-за бугра.

- Хорошая идея, брат! Давайте!

И здесь возникает третий вопрос: а почему именно из Скандинавии? Можно было и в Рим гонца отправить, либо в Византию.

Моделируем дальше.

- Кого пригласим?

Задумались.

- Братья! У меня идея! Слышал я, что есть такой мужик. Кличут Рюриком (Шуриком, Ёриком, Жориком, имя не столь важно). Говорят, очень неплохой управляющий. У него и братки есть серьезные. Вот он нам очень сгодится.

Почему несколько имен назвал? Точно неизвестно, кем был Рюрик. Есть мнение, что и имя его было другое. Созвучное, но другое. А уж потом на Новгородской земле трансформировалось в то, которое мы произносим.

- Откуда ты о нем знаешь? - вдруг спросил еще один «переговорщик».

Вот и очередной вопрос без ответа науки. А ведь в таком деле могла быть и коррупционная составляющая. Например, древний исторический олигарх или клан олигархов протолкнул (-и) в вожди нужного кандидата?

Ладно. Предположим, согласились. Как позвать?

Интернета нет, телефона нет, телеграфа нет, голубем ненадежно. Написать записку на берестяной грамоте, поместить в бутылку и в море? Тоже так себе способ. Решили отправить дипмиссию. А куда? Скандинавия ведь не маленькая.

В 60-х годах в городе Норрчёпинге (Швеция) установлена гранитная стела в честь Рюрика, Олега и Игоря. Шведы считают, что именно отсюда Рюрик отплыл на Русь.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Прибрежные районы провинции Уппланд в Швеции исторически назывались Roslagen, а произносится название как «Руслаген» (выделено мною, М.О.). Lagen в переводе со шведского «закон». Не земля ли эта, в которой правил закон росов (русов)?

Согласно одной из версий родным городом Рюрика был Рерик, он находится на месте современного Мекленбурга в Германии.

Так где искать? В Скандинавии или в Германии? Как узнать место жительства или хотя бы временной регистрации? Тут только два варианта: либо знали, где и кого искать (во второй части расскажу), либо поехали (поплыли) наудачу.

Добрались до Скандинавии.

- Где у вас тут Рюрик?

- А кто это?

Занавес, приплыли.

Но раз встретились, то, значит, нашли.

Найти мало.

- Ты Рюрик (Рёрик, Жорик…)?

- Да, азм есмь.

- У нас к тебе поручение государственной важности. Поэтому предъяви свой паспорт (аусвайс, водительские права, удостоверение ветерана боевых действий, словом, документ о личности хоть какой-нибудь).

- Нет их. Из всех документов только справка об освобождении от налогов.

- Ну, на Петровке целая типография такие делает. Как докажешь, что ты Рюрик?

- Жизнью и здоровьем троюродной тетки клянусь!

- Это подходит. Собирайся, поплывем.

Стоп! А на каком языке они общаются? Логично, что переводчика взяли с собой. Тогда точно знали, какой язык применить. Или Рюрик знал язык делегатов?

Понимаю, что такое описание исторических событий не всем может понравиться. Что есть, то есть. Вопросов гораздо больше, чем я здесь отразил. Ответов нет и не будет.

Впрочем, есть другая версия этих же событий. И лично для меня она многое объясняет.

Читайте во второй части.