Говорят, что фильм понравился даже Теннесси Уильямсу, автору одноименного романа 1950 года, по которому и снято кино. Уильямс в принципе очень экранизируемый писатель, и его «Римская весна мисс Стоун» есть в двух вариантах – 1961 года с Вивьен Ли и Уорреном Битти и 2003 года с Хелен Миррен и Оливье Мартинесом.
Сегодня речь, как вы понимаете, о версии №1 – как о добротной, золотой классике Голливуда, где главная изюминка, несомненно, тонкий и глубокий драматизм Вивьен Ли, как актрисы.
Фильм неспешный, полный размышлений, практически лишенный действия и динамики в привычном понимании. Зрителю предлагается не столько суть жизни главной героини, сколько её психологический портрет, причины и последствия поступка, перевернувшего её мир.
🎬Римская весна миссис Стоун (1961)
The Roman Spring of Mrs. Stone
Итак, Карен Стоун (Вивьен Ли) - театральная актриса, некогда очень известная и, несомненно, талантливая. Карен по меркам мира искусства, особенно той эпохи, (но не жизни), уже много лет. В фильме вскользь упоминается возраст 45, но предполагаю, что ориентироваться нужно хотя бы на 50+, если не ошибаюсь, у Теннесси Уильямса примерно такой возраст, что чуть ближе к истине, потому как «доживать старость» в 45 звучит совсем уж смешно.
Ошибкой мисс Стоун было принять участие в театральной постановке по шекспировской пасторальной комедии «Как вам это понравится» - в роли Розалинды. Всё-таки, молоденькая девушка – не совсем амплуа для опыта Карен. Пьеса логично проваливается как раз по причине возраста актрисы, Карен логично расстроена, но прекрасно понимает, почему так.
Мисс Стоун решает забыться, бросить сцену и отдохнуть. Она отправляется в путешествие вместе с мужем, который старше её на двадцать лет, но супруг умирает прям на борту самолета в Рим от сердечного приступа, оставляя Карен в одиночестве разбираться с тем, как жить дальше.
Карен богата и знаменита, но всегда была окружена либо вниманием поклонников, либо обожанием мужа. Теперь у неё нет ни того, ни другого. Чем заполнить пустоту, если ты эмоционально раздавлен и из планов – лишь несколько лет, а потом можно и умереть?
«Впрочем, она плохо понимала себя. Её увлеченность собственной карьерой и обожание потакавшего её в всём мужа оградили эту гордую женщину от изучения тёмных уголков своего сознания. Со временем она стала приспосабливаться к новым условиям после событий, совершенно перевернувших ее жизнь. Сначала миссис Стоун сильно тревожило это странное чувство. Будто ее стремительно затягивает, словно в омут, в бесконечную череду депрессий. Но потом она начала успокаиваться».
Карен остается в Риме, в прекрасном доме. Спустя год к ней с визитом приходит графиня Магда Террибили-Гонсалес (Лотте Ленья), дама во всех отношениях мерзкая и неприятная. Графиня живёт за счет «обустройства личной жизни» богатеньких вдов и вдовцов, подкладывая им в их роскошные постели юные итальянские тела. Прибыль 50/50. Под прибылью понимаются деньги, украшения, подарки и прочее, чем так щедро одаривают молодых любовников и любовниц их «избранники».
Графиня как бы случайно знакомит Карен с Паоло (Уоррен Битти), но Карен не дура и понимает, чем промышляет Магда, то есть иллюзий не питает, и красивым словам Паоло не верит. Более того, когда графиня ссорится с Паоло, то в открытую «сливает» его прошлые похождения Карен.
Но. Потом наступает момент, когда мисс Стоун решает, что почему бы и не да? И отдается во власть чувств, влюбляясь в Паоло. Карен даже почти верит, что чувства эти взаимны. Немного эта наивность напоминает Хлою (Инна Чурикова) в фильме «Плащ Казановы». Там был страстный роман в Венеции, здесь тихая нежность в Риме.
Мисс Стоун, как мне кажется, бросается в омут с головой, осознавая, что «любовь» рано или поздно закончится. Но вот сейчас, в моменте, она как бы счастлива. Как бы – потому что это не счастье, это имитация счастья. Вся жизнь Карен до — это муж и сцена. И всю жизнь она словно не жила, а играла. Играла роль жены, играла роли в театре. По-настоящему, в реальности оказалось, что она бесконечно одинока и никому не нужна. Словно всё это была репетиция жизни, и вот теперь, только теперь, у мисс Стоун премьера. Главный выход.
Нерастраченной любви – вагон и маленькая тележка, так пусть хоть так, в виде имитации и под соусом фальши, она на мгновение будет не одна. Это внове для Карен, она не знает, что делать с чувствами, и вываливает их на Паоло, который привык купаться во внимании зрелых женщин и просто получать дорогие и такие приятные мелочи.
«Если любишь человека, вовсе незачем слушать, что он говорит. Нужно просто смотреть ему в глаза и слушать его сердце».
Конечно, попытки мисс Стоун найти счастье выглядят как последний вздох утопающего, попытка выбраться на берег любой ценой. И римская весна остается просто эпизодом, который на некоторое время отвлек Карен от мыслей о старости и ненужности.
Очень стильное кино. Чувственное, элегантное, немного отстраненно-холодное, до боли наполненное жаждой чужих денег, неприятным коварством и скользкими интригами. Эмоционально сильно и от финала страшновато.
Тихая женская грусть, надежда на взаимность и расплата за кратковременную возможность снова быть любимой.
Вивьен Ли – выше всяческих похвал. Ей было всего 53, когда её не стало в 1967 году. Карен Стоун – предпоследняя роль актрисы, и зная тяжелую судьбу и внутренний надрыв Вивьен Ли, смотреть «Римскую весну мисс Стоун» немного больно. Но именно это послевкусие и прекрасно.