Найти тему
2,6K подписчиков

Нескучно о двигателе мотоцикла. Как развал коленвала влияет на характер мотора?

4,8K прочитали

Этот вопрос достаточно сложный с технической зрения. Для простоты объяснений принцип работы коленчатого вала будет описан на примере двухцилиндровых моторов в трех наиболее популярных конфигурациях. Это варианты на: 270, 360 и 180 градусов. Изучения основной информации достаточно, чтобы выделить свои закономерности и для моторов с большим количеством цилиндров.

Этот вопрос достаточно сложный с технической зрения. Для простоты объяснений принцип работы коленчатого вала будет описан на примере двухцилиндровых моторов в трех наиболее популярных конфигурациях.

Начать стоит с того, что собой представляет рядная двойка. У такого мотора один блок и одна общая головка блока цилиндров. Последние расположены строго в ряд и направлены в одну сторону. Другие варианты двухцилиндровых моторов – V-twin или оппозит, рассматриваться не будут.

Развал коленвала 360 градусов

В конструкции такого мотора предполагается, что оба поршня одновременно и всё время движутся вверх и вниз. Раньше такой вид развала был распространён достаточно широко. Сейчас он встречается реже, но на современных мотоциклах его можно встретить до сих пор. Например, данную схему работы используют Kawasaki W800 и BMF f800 GS.

Есть и другие разновидности техники, но это самые яркие представители.

Разберемся подробнее, как в таких моторах функционирует зажигание. Процесс начинается со вспышки в первом цилиндре. Цилиндры проворачиваются на 360 градусов. Далее идет вспышка во втором цилиндре. Проворачивание на 360 градусов повторяется, а за ним идёт вспышка в первом цилиндре.

360, 360 и 360 - стандартный интервал для вспышек в данном случае. Эта равномерность оказывает положительное влияние на плавность работы двигателя. При стандартном режиме работы четырехтактного мотора – впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск- на каждые 360 градусов проворачивания коленвала приходится два такта работы двигателя.

Развал в 180 градусов

В этом случае положение поршней такого, что пока первый находится в нижней мёртвой точке, второй - в верхней. То есть, во время работы двигателя поршни всегда идут в противоположном направлении. Современные модели с такой схемой работы это японские Yamaha R3 и Kawasaki ER6. Но подобное устройство двигателя, на данный момент нельзя назвать самым распространённым.

Перейдем к принципу работы. Начинается всё стандартно со вспышки в первом цилиндре. Далее - оборот коленвала на 180 градусов. Когда первый поршень переходит к мёртвой точке снизу, завершив рабочий ход, происходит вспышка во втором цилиндре, находящимся в верхней точке.

Надо помнить, что речь идёт о четырёхтактных моторах. Это означает, что сначала идёт такт выпуска, за ним следует такт впуска и такт сжатия. После этого снова произойдёт вспышка. После второй вспышки проходит 540 градусов. Это три раза по 180. Получается интервал 180-540-180-540. Главное отличие от прошлого варианта в том, что отсутствует равномерность.

Моторы с развалом в 270 градусов

Именно такая конфигурация стала самой распространённой для рядных двоек. Такой развал можно встретить у Honda Africa Twin, у мотоциклов марки Triumph, BMW F900 и многих других современных моделей. Порядок работы описывается следующим образом: Один поршень в верхней мёртвой точке. Второй - на полпути от мёртвой точки внизу к верхней.

И здесь у работы зажигания есть свои особенности. Вспышка в первом цилиндре - начальный этап. После этого происходит вращение коленвала на 270 градусов. Далее вспышка второго цилиндра. Но к этому моменту первый поршень должен пройти ещё половину хода выпуска, то есть 90 градусов, весь впуск – 180 градусов и сжатие еще 180. В общей сумме 450 градусов до получения новой вспышки.

Стандартный интервал для вспышек в данном случае - 270 450 270.

Такой интервал поджига относится к неравномерным процессам. Но он всё равно лучше по сравнению с вариантом развала на 180 градусов.

Какие ещё особенности надо учитывать?

Важно помнить о наличии определённого расстояния между импульсами двигателя. Сами импульсы передаются колесу через систему привода. В процессе может участвовать кардан, ремень или цепь.

Равное расстояние может показаться идеальным, поскольку момент в таком сочетании передаётся плавнее всего. Но здесь есть свои нюансы.

Схема распределения импульсов на колесо
Схема распределения импульсов на колесо

На колесо точно так же транслируются периоды, когда вспышки отсутствуют. Если таких промежутков меньше - мотоциклом становится гораздо проще управлять во время поездок. Тем более это важно, когда речь идёт о критических сценариях. Например, о полной потере сцепления с дорогой. Именно поэтому мотоциклы Harley-Davidson с неравномерными интервалами зажигания долго лидировали на флэт-треке (гонки по грязевому овалу)

Этот вопрос достаточно сложный с технической зрения. Для простоты объяснений принцип работы коленчатого вала будет описан на примере двухцилиндровых моторов в трех наиболее популярных конфигурациях.-9

Интервал зажигания - важный показатель, но он далеко не единственный. На характер работы двигателя влияют ещё ход поршня, время перекрытия перекрытия клапанов, а также первичная и вторичная балансировка двигателя.

При работе двигателя возникают вибрации первого порядка – прямое следствие движения поршней вниз-вверх внутри цилиндра. Когда мотор работает, поршень постоянно получает ускорение и торможение, так как он движется поочередно в разных направлениях. Сила, создаваемая поршнем не может быть компенсирована коленвалом. Лучше всего с компенсацией таких вибраций справляется другой поршень, движущийся в обратном направлении. За счет чего двигатели с развалом в 180 градусов работают наиболее плавно.

Схема расположения поршней Bmw f800
Схема расположения поршней Bmw f800

По количеству создаваемых первичных вибраций первое место занимают двигатели с развалом в 360 градусов, так как сонаправленно двигающиеся поршни увеличивают результирующую силу в два раза. Единственный способ погасить эти вибрации – это использовать в конструкции один или два балансирных вала.

Блок балансирных валов с шестеренчатым приводом
Блок балансирных валов с шестеренчатым приводом

Не все так просто, при конструировании двигателя инженерам также приходится учитывать вибрации второго порядка. Они возникают из-за взаимодействия шатуна и поршня. В результате, если размер мотора достаточно велик конструкторам приходится гасить эти вибрации, что ведет к усложнению и увеличению стоимости двигателя.

В результате 270 градусов для коленвала остаются самым удобным вариантом. Количество первичных вибраций легко компенсируется одним балансирным валом, а вторичные вибрации вообще не учитываются. Конструкционные особенности такого мотора позволяют сделать маховик меньшего размера. А это значит, что торможение двигателем будет эффективнее и плавнее. Большинство мотоциклистов пользуются этим приёмом постоянно. Кроме того, пик в таких двигателях достигается на меньших оборотах, если сравнить с аналогами. Поэтому мотоцикл проще использовать как в пределах города, так и в других условиях.

Карбюратор на мотоцикл, громоздко не правда ли?
Карбюратор на мотоцикл, громоздко не правда ли?

За все время существования мотоциклов большую популярность получили моторы с развалом в 360 градусов. Все дело в том, что их легко было питать одним карбюратором. И сама схема зажигания упрощалась. В настоящее время подобные характеристики перестали быть актуальными, так как большинство мотоциклов работает за счет инжектора.