Нежные и красивые, грустные и величественные – неспешно прогуливающиеся по летним аллеям сада или шурша осенними листьями. Таковы девушки, созданные Виктором Эльпидифоровичем Борисовым – Мусатовым на эскизах к монументальным росписям.
«Этому чуткому декоративисту, - писал А. Бенуа, - следовало бы предоставить стены для росписи; лишь тогда мог бы он развернуть все свое понимание красок».
В 1904 году художник получил заказ на четыре росписи для частного московского особняка. Тема росписей была оговорена – «Времена года». Борисов – Мусатов создал акварельные эскизы фресок. Молодые девушки, одетые в пышные платья и дорогие шали неспешно гуляют по аллеям и дорожкам на фоне дворянской усадьбы.
Сам художник так говорил об этом: «Бесконечная мелодия, которую нашел Вагнер в музыке, есть и в живописи. Во фресках этот лейтмотив – бесконечная, монотонная, бесстрастная, без углов линия».
По замыслу архитектора Федора Осиповича Шехтеля, эти живописные панно должны были украсить верхнюю часть гостиной в особняке, который он построил в 1901 – 1902 году для дочери фабриканта Ивана Петровича Бутикова – Александры Ивановны Дерожинской.
Вначале, предполагалось, что рисовать эскизы будет И. Грабарь, но хозяйка особняка снизила цену с десяти до пяти тысяч. За эту сумму работать согласился Борисов – Мусатов. Но Дерожинская опять начала торговаться. Виктор Эльпидифорович обиделся и продал эскизы в Третьяковскую галерею.
В октябре 1905 года художник писал А. Бенуа: «Моя фреска потерпела фиаско. Так мне хотелось написать ее. Так я мечтал об этом. Хоть это и колоссальный труд. Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились. Весна, лето, и два – осени…Владелица же палаццо, где нужны фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши».
И, все же, спустя столетие замыслы Борисова – Мусатова были осуществлены! Во время последней реставрации особняка в 2009 – 2013 годах было принято решение воссоздать фрески по эскизам, хранившимся в Третьяковской галерее. С этой задачей справился саратовский архитектор Андрей Мушта. С помощью цифровых технологий фрески перевели на материал, имитирующий штукатурку, и наклеили на стены. Историческая справедливость восторжествовала!
Поставьте лайк, всем добра и искусства! Искусство делает нас добрее!