Вчера жена проводила генеральную уборку с частичной перестановкой мебели и почетная должность перетаскивателя оной досталась мне. Как всегда в таких случаях всплывает масса непонятных, ненужных и забытых вещей. На этой волне и всплыл альбом со старыми фотографиями ещё большей частью чёрно-белого колера. Удалившись на заслуженный перекур, прихватил альбом с собой. Полузабытые лица, полустершиеся воспоминания... Вот бабушки-дедушки ещё молодые и уже постаревшие. Вот молодые мама и папа. А вот и я - первый класс, ранец, школьная форма сине-серого цвета (по памяти) и букет цветов. Счастливый первоклашка. Ну вот приблизительно так:
И почему-то вспомнилась наверно самая жесткая обида за десять школьных лет.
А было так. Родители работали на производстве и одновременно строили дом. Тогда очень многое делали своими силами, по вечерам и по выходным дням. Времени на какие-то занятия со мной не было от слова совсем. Сыт, одет, обут? Ну и слава богу. Тут бы выспаться после 14-часового рабочего дня, завтра-то все по новой... Занималась мной старенькая полуграмотная бабушка Маня. Читала она с большим трудом по слогам, расписывалась в докУментах печатными буквами и ни разу в жизни я не видел, чтобы она писала что-нибудь. Но именно она, а не мои родители, прошедшие обучение в техникумах (для 70-ых достаточно высокий уровень образования) научила меня в шесть лет читать по старому букварю. Но, как бы сказать, довольно своеобразно. Учила буквам так:- Это буква Мы (на эМ), а это буква Сы (на эС)!" Ну и соответственно остальные буквы позиционировались приблизительно так же). Несложное предложение звучало так:- Мы-А-Мы-А Мы-Ы-Лы-А Ры-А-Мы-У!". А потом следовал перевод - Мама мыла раму. Детская психика пластична - именно так, прочитав сначал с буквой Ы, все предложение, я потом трансформировал его в связную речь.)
И вот первое сентября, воодушевляющая речь директора школы про дружную школьную семью (воспринятую всерьез и с восторгом - дети легковерны) и мы под предводительством классного руководителя с трудновыговариваемым для ребенка именем Глафира Григорьевна идем в класс. В те времена обучение начиналось с изучения букв, очень мало кто знал их все при поступлении в первый класс. Начинается опрос - кто какие буквы знает. И тут я, неимоверно гордый огромным багажом своих знаний, заявляю, что прочитал весь букварь!
Выхожу, весь такой гордый, к доске и громко начинаю читать написанное на оной в неподражаемой манере бабы Мани:
" - У Шыурыы шыарыы! У Лыарыа дывыа шыарыа!".
Шок у учителя и на этой волне я успеваю прочесть ещё одно предложение, красиво написанное на доске сверху:
" - Дыобырыо пыожыалыовыатымягкийзнак!".
(Концепцию мягкого знака бабушка Маня донести до меня не смогла и я так и читал, произнося в конце слова словосочетание "мягкий знак".)
Перевести свой текст я не успел... И тут наступил жёсткий облом. Я был отправлен на свою парту с комментарии учительницы, что более глупого и непонятного она в жизни не слышала. На мои робкие попытки объяснить, что я по другому теперь должен сказать - меня обвинили ещё и в невоспитанности и велели замолчать. Одноклассники долго и весело смеялись, а я на всю жизнь возненавидел школу и учителя Глафира Григорьевну...
Повзрослев, я конечно понял и загнанную суетой и большим (27 гавриков) классом молоденькую учительницу. Стоит мелкий, с умным видом мычит что-то на тарабарском, а у нее план урока, который надо выполнять. И куча не самых спокойных, не привыкших к школе детей...
Далее было много чего. Дети хором повторяли за учителем "- Са-ша уш-ла ра-но, Са-ша ум-на!", а я под партой втихаря читал "Приключения Буратино" (учительница меня не трогала). Были и синяки и шишки, драки, борзые старшеклассники, разбитые окна, исписанные парты, размалеваные портреты классиков в учебниках, вызова к директору и вызова в школу родителей. Справедливые и не очень наказания. Двойки и пятерки. Были и радости и были какие-то обиды.
Но эта обида - самая сильная и незабываемая.
Фсё.