Найти в Дзене
АиФ-Пенза

Хитрости «Первопоселенца». Почему любимый памятник чуть не запретили

Оглавление
   Хитрости «Первопоселенца». Почему любимый памятник чуть не запретили
Хитрости «Первопоселенца». Почему любимый памятник чуть не запретили

Через несколько дней город на Суре готовится отпраздновать своё 360-летие. Символом тех, кто стал его основателями, стал памятник «Первопоселенец» на улице Кирова. Сейчас он является визитной карточкой области: возле «мужика с конём» назначают свидания, по нему ориентируются в городе. Однако, для того, чтобы этот монумент открыли в 1980 году, пришлось идти на хитрости: иначе Первопоселенца могли запретить.

Олимпиада, Куликовская битва и «русофильство»

Идея создания памятника, посвящённого основателям и первым жителям Пензы, принадлежит Георгу Мясникову, который в 1961—1986 гг. был вторым секретарём Пензенского обкома КПСС. Георг Васильевич активно интересовался краеведением. При нём в Пензе появились музеи Мейерхольда, Ключевского, Куприна, а также Музей одной картины.

«Версия создания памятника «Первопоселенец» гласит, что в 1977 году Георг Мясников встретился с известным ленинградским скульптором Валентином Козенюком, – рассказала заведующая культурно-образовательным отделом ГБУК «Пензенский крае-ведческий музей» Татьяна Черникова. – На встречу с Георгом Васильевичем скульптор привёз снимок, на котором была запечатлена его заготовка к скульптуре «Вольга и Микула». Микула пришёлся по душе, а от Вольги было решено избавиться. Так появился крестьянин с копьём в правой руке и с сохой в левой: символ того, что те, кто строил крепость, были крестьянами и пахарями, которые одновременно с этим несли военную службу».

С конца 1977 до начала 1980 года Валентин Козенюк работал над «Первопоселенцем». Георг Мясников планировал открыть памятник к 8 сентября 1980 г., в день 600-летия Куликовской битвы. Идея монумента мало вязалась с такой датой, но это была не самая серьёзная проблема. Во-первых, сама скульптура (а это был первый конный монумент в Пензе) сильно отличалась от других арт-объектов в городе: на тот момент в областном центре стояли памятники участникам Октябрьской революции 1917 года, В. И. Ленину, другим крупным советским политикам и мемориалы, посвящённые погибшим в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, в 1980 году в Москве проводились Летние Олимпийские игры, и в это время было запрещено строить дома культуры и открывать мемориалы в регионах. Георг Васильевич понимал риски, но отказываться от идеи не хотел. Переносить открытие памятника на более благоприятное время тоже не собирался.

«Могут прихватить с этим памятником: русофильство»; «верит (Козенюк), что «Первопоселенец» ― получится, но есть страх, что за него нас разделают», – писал в своём дневнике Георг Мясников. Однако, несмотря на опасения, Георгу Васильевичу удалось выйти из положения: памятник был зарегистрирован как садово-парковая скульптура, поскольку на такие объекты запрет не распространялся.

«ЛЕТА 7171 — 1663 — НА РЕКЕ ПЕНЗЕ ВЕЛЕНО ГОРОД СТРОИТЬ»

Изначально Георг Васильевич собирался установить «Первопоселенца» на земляной горе у кафе «Засека». Место было красивым, популярным у горожан: лесной массив, окраина города. Однако в процессе работы над памятником стало очевидно, что он выйдет монументальнее, чем планировалось. Места у «Засеки» ему явно не хватит. Да и к тому же, Георг Васильевич решил, что будет нехорошо, если памятник станет ассоциироваться с общепитом. У Мясникова возникла другая идея.

«Преобразить верх улицы Кирова: восстановить вал и фрагмент крепостной стены, обозначить символом в виде набатной башни с колоколом и подлинной пушкой крепость Пензу, а напротив, на самом обрыве, создать сквер и установить памятник Первопоселенцу Пензы. Сделать это всё к 8 сентября, дню 600-летия Куликовской битвы», – вот что задумал Георг Мясников.

Проект оформления площадки под памятник разработал ленинградский архитектор Юрий Комаров. Согласно плану, в основе должен был быть двухметровый рукотворный курган, на его вершине — мраморное основание для скульптуры. Саму площадку окружили решёткой, на которой были изображения герба города. Был реконструирован земляной вал, у его подножья поставили пушку и мемориальную плиту. У подножья памятника Первопоселенцу была выбита надпись: «ЛЕТА 7171 — 1663 — НА РЕКЕ ПЕНЗЕ ВЕЛЕНО ГОРОД СТРОИТЬ».

Это время основания крепости по старому и новому стилю, а также слова из документа, сообщавшего о начатых работах.

«В работе по сооружению комплекса принимали участие коллективы завода «Электроавтомат», производственного объединения «Пензтяжпромарматура», горэлектросети, дорожного ремонтно-строительного управления, «Горзеленстроя», Художественного фонда Ремонтно-строительного управления, учащиеся школ, училищ г. Пензы», – рассказал министр по охране памятников истории и культуры Пензенской области Александр Понякин. – В мемориально-исторический комплекс входят крепостной вал 17 века, деревянная девятиметровая звонница с чугунной плитой (120*100 см), на которой рельефными буквами сделана надпись: «Оборонительный вал города Пензы. Сооружён в 1663 году». На пьедестале – небольшая чугунная мортира».

Жителям города «Первопоселенец» сразу понравился. Это было изображение не какого-то правителя или кого-то, кто был далёк от простого обывателя, а обыкновенного человека, благодаря которому появилась Пенза. Прозвище «мужик с конём» быстро закрепилось за монументом.

Однако любовь у жителей города к первопоселенцу оказалась своеобразной: то фуражку на него наденут, то на коне яблоки нарисуют. Правда, по сравнению с тем, как от горожан доставалось другим, более современным памятникам (например, настрадавшемуся от горожан «Кентавру»), всё это — милые шалости.