1. За одну из ключевых достопримечательностей своих Астрахань должна благодарить Ивана Грозного. Именно по его указу в XVI веке был построен Кремль. Иван IV Васильевич лично одобрил чертежи оборонной крепости на Волге, для защиты юго-восточных рубежей границ новой земельной территории, которую царь захватил в 1556 году, и прислал в Астрахань московских зодчих градостроителей. То бишь строили наш Кремль московский подрядчики.
2. При строительстве Астраханского кремля использовался обожженный кирпич с развалин древнего города Сарай Бату.
3. Из всех русских кремлей у астраханского самая высокая колокольня. Высота Надвратной соборной колокольни – более 80 метров.
4. Астраханский кремль можно назвать любимым кремлем Петра I, вернее один из его архитектурных элементов - Успенский собор. Увидев его во время своего визита в Астрахань в 1722 году, царь заявил, что во всем его государстве «нет такого лепотного храма».
5. Астраханский кремль построен на самом высоком бугре – Заячьем или, как его называли татары, на Шабан-бугре. Со стороны нынешней улицы Адмиралтейской крепость омывалась Волгой, а у Никольских ворот располагался причал.
6. По одной из легенд, легендарный клад Степана Разина спрятан именно где-то на территории Кремля. Якобы спрятал он его, когда захватил город в 1670 году. Впрочем, так говорят почти про любой город, где атаман побывал.
7. 9 мая 1945 года, в день Победы, над колокольней Астраханского кремля было водружено красное знамя.
8. В наши дни Лобное место есть только в Астраханском и Московском кремлях, однако только в первом оно соединяется с собором. При этом в Астраханском кремль Лобное место не выполняло роль места казни, наоборот оно было святым.
9. В советское время Успенский собор был передан военным и использовался в качестве казармы, склада боеприпасов, а потом и музея.
10. Успенский собор задуман был и строился одноглавым. Но при строительстве случился пожар, перекрытия рухнули, и собор перестроили уже с пятиглавием. Шлемовидные зеленые ныне купола были изначально округлыми и синими. Сам же собор был красно-кирпичного цвета, а все резные детали были полихромными.