Приветствую всех посетителей еще одного канала из категории научно-популярных блогов, размещенных на платформе Дзэн. Свое появление здесь я хочу начать с разговора о времени, как об одном из самых притягательных фундаментальных понятий физики и философии.
Сразу скажу, что не мне тягаться с Сальвадором Дали по части создания фантастических образов, да я и не собираюсь этого делать – среди физиков и без меня полно «сказочников», особенно в области квантовой теории. И, тем не менее, я все же позволю себе – типичному «диванному мыслителю» - поделиться некоторыми соображениями на тему времени, как общепризнанных светил науки, так и своими собственными.
Выбирая именно такую тему для своей первой (и надеюсь, что не единственной) публикации на Дзэн, я исходил из тех соображений, что даже среди вполне обычных людей есть не так уж и много таких, кто вообще ни разу в жизни не задумывался о таинственной и неуловимой сути времени.
Лично меня вопросы о том, что такое время и почему оно «течет», донимают уже не один десяток лет, и началась эта добровольная интеллектуальная «каторга» в самом, что ни на есть нежном возрасте, когда я учился еще только в третьем классе школы. Хотите – верьте, хотите – нет, но начало поискам в упомянутом направлении было положено именно тогда, пусть даже все это и кажется нелепой уловкой автора, призванной лишь привлечь внимание читателя. Отнюдь нет ...
… Не могу назвать библиотеку моего деда очень большой и специально подобранной в соответствии интересам ее владельца. Все книги нашей семьи легко помещались на нескольких полках типичного советского стеллажа дизайна 60-х годов прошлого столетия. Самую нижнюю и широкую из них занимали полные собрания сочинений В. И. Ленина, И. В. Сталина и Максима Горького. Однако из идеально выровненного парадного строя этих многочисленных томов явно выпадал какой-то, увесистый на вид, фолиант в темно-синем переплете. Причем, как выяснилось позже, с совершенно непонятным мне – девятилетнему запойному читателю всего, что бы ни попалось на глаза - названием «Основы диалектического материализма». Опа, и что же это за «материализм» такой «диалектический»? Что, еще и «не диалектический материализм» бывает?
Разумеется, я не помню, что надеялся найти в этой книге, но предоставленный самому себе во время очередных школьных каникул я, как совсем несложно догадаться, в одно прекрасное утро не преминул снять с полки привлекшее меня издание. И, конечно, сразу же, наугад открыть его. Даже не обладая особой проницательностью, можно было и не сомневаться, что книга в тот день, как по заказу, откроется на главе «Время». Удивительно, однако, именно так все и произошло в действительности …
Что было дальше, тоже вполне предсказуемо. И пусть это лишь укрепит сомнения в правдивости моего, на самом деле, невыдуманного рассказа, скажу, что я тут же, не сходя с места, залпом прочитал эту небольшую главу, правда, мало что поняв из прочитанного, а потом (теперь уж мне точно никто не поверит) … я практически сразу перечитал ее во второй раз. Не уверен, что сделал это более вдумчиво, но уж точно не так быстро, как это было в первый раз. Заодно, хотя и с несколько меньшим интересом, была прочитана и соседняя глава «Пространство».
Просто поразительно, что, помня свое, теперь уже очень далекое, детство лишь отдельными фрагментами, количество которых неумолимо уменьшается, я до сих пор не забыл среди всех остальных застрявших в памяти фрагментов, именно этот странный, в какой-то степени даже мистический, эпизод из своей жизни.
Как же развивались события дальше? Видимо, тогдашние детские впечатления через некоторое время все же дозрели где-то в подсознании и дали ход продолжению этой истории чуть позже - в старших классах школы и в университете. Истории, которая сейчас завершается подведением итогов этих непосильных для меня размышлений. Откровенно говоря, они привели к достаточно спорным и не слишком убедительным представлениям о природе времени. И, тем не менее, сложившаяся в итоге парадигма, позволяет хоть что-то прояснить в некоторых все еще остающихся спорными вопросах физики, а также уточнить детали и давно устоявшихся общепризнанных описаний ряда механических и оптических явлений и процессов. Да и сам процесс научного (скорее, околонаучного) творчества был мне весьма интересен и иногда доставлял немалое удовольствие, особенно если удавалось добиться более или менее приемлемого результата.
Ну что же, а теперь, после изрядно затянувшейся, но как я искренне надеюсь, все же простительной для новичка, преамбулы, перехожу, наконец, к делу – к тому, ради чего все это собственно и затевалось.
Итак, время и пространство – двойственная форма бытия материи. Ни для кого далеко не новость и не секрет то обстоятельство, что наши привычные представления о пространстве и времени связаны с характером наших ощущений, порождаемых объектами окружающего мира.
Сравним между собой истоки происхождения понятий пространства и времени. Понятие пространства формируется благодаря способности человеческого сознания различать отдельные вещественные объекты по их размерам и расположению в каждое очередное мгновение времени, которое принято называть настоящим. Способность же к различению самих мгновений этого самого настоящего по изменениям, происходящим с наблюдаемыми объектами, например, в ходе их перемещения, порождает уже представления о времени. Так что истоки этих понятий бесспорно различны, также, как и они сами.
Однако почти все, как древние, так и современные, представления о времени, по своей сути, пространственно подобны. Время, без особых раздумий, полагаемых совершенно излишними, наделяется двумя базовыми атрибутами пространства: протяженностью и непрерывностью. Мало того, уже в Древней Греции в теории статических явлений, разрабатываемой Архимедом, появляется явная тенденция к тому, чтобы вообще исключить время из списка фундаментальных физических понятий. Вот так, под влиянием быстро развивавшейся тогда геометрии, и началась элиминация (изгнание) времени, последствия которой до конца не осознаны даже сейчас. Вместо поиска и изучения особенностей временного аспекта материального мира, усилия физиков до недавнего времени были направлены исключительно на создание таких теорий, в которых специфические характеристики времени либо совсем игнорировались, либо искажались до неузнаваемости.
О каких же особенностях времени идет речь?
Для человека все изменения, происходящие с материальными объектами, действительно, выглядят непрерывными, а сами объекты кажутся вложенными, как в пространство, так и во время. Скорее всего, именно эти особенности восприятия и породили классическое уподобление времени течению реки, приписываемое Гераклиту Эфесскому, который утверждал: «Τα παντα ρεει και ουδεν μενει» (греч. «все течет, все изменяется» или «все проходит и ничего не сохраняется»). Другими словами, по мнению этого древнегреческого философа, время представляет собой некую подвижную активную протяженность, увлекающую своим течением, погруженные в нее объекты материального мира.
Метафора, безусловно, красивая, остроумная и очень наглядная, но отнюдь не бесспорная. Ведь, если время и в самом деле течет, то течет оно совсем не так, как вода в реке, по непрерывной протяженности которой постоянно сплавляется «лес» из одного и того же количества одних и тех же «бревен» (объектов). Дело в том, что в пересказе Плутарха, приведенное выше высказывание Гераклита имеет, очень важное и не менее хорошо известное продолжение: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» или «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды». Ключевыми здесь являются словосочетания «войти дважды» и «На входящих в один раз» и «в другой раз». Ведь совершенно очевидно, что для того, чтобы войти в «реку» времени во второй раз, необходимо перед этим из нее выйти. То есть существование объектов во времени, в действительности, представляет собой повторяющийся процесс их мгновенного появления в настоящем («выныривания на поверхность потока времени») и исчезновения из него на конечный промежуток времени («погружения в глубину временных вод») до очередного своего появления в следующем моменте времени.
Иначе говоря, кажущаяся непрерывной процедура «сплава» объектов по «реке» времени, на самом деле, имеет дискретный характер, но это уже идея Аристотеля, о взглядах которого на структуру временного континуума я рассчитываю рассказать в следующий раз.