Сейчас, до 30 июня, в Калининграде, в городской библиотеке имени Сергея Снегова (ул. 9 апреля, 5) Фестиваль музыки Битлз «Свободные, как птицы» проводит художественную выставку «Краски вдохновлённые музыкой Битлз». На ней выставляются картины и копии работ, в том числе электронные, питерской студии «Контраст» под управлением Елены Случевской, ростовского художника Виталия Щербака, а также таких художников как Джон Леннон, Ричард Старки, Йоко Оно, Алана Олдриджа фото-художника Линды Маккартни. И, в том числе, английского художника Пола Маккартни.
В одном из интервью сэр Пол сказал: «Когда я был ребёнком, я всегда любил рисовать и мне нравилась сама идея быть художником, но я чувствовал, что были разные причины, по которым я им не был, потому что я не учился в Художественном колледже, так как был всего лишь представителем рабочего класса»... К своим работам по живописи Пол относится весьма скромно. »Я делаю это для удовольствия, а не потому, что я этим живу».
Когда Полу было одиннадцать, он потратил школьную премию на книгу по современной живописи, включавшую работы Пикассо и Дали.
Затем в четырнадцать он выиграл приз за рисунок церкви святого Эйдена (St Aidan's Church), расположенную в районе, где он проживал.
Джон Леннон и Стюарт Сатклифф посещали Художественный колледж. И Пол считал своим недостатком отсутствие специального художественного образования.
В 60-х он завёл дружбу с художественным критиком Джоном Данбаром и владельцем галереи Робертом Фрейзером.
Вращаясь в кругу влиятельных и молодых художников, приблизился к современному искусству, знакомясь с такими людьми, как Питер Блейк и Ричард Гамильтон.
Они были дизайнерами обложек некоторых альбомов Битлз. «Sgt. Pepper' Lonely Hearts Club Band» и «Abbey Road» базировались на идеях, которые Пол почерпнул, общаясь с этими людьми.
Пол проводил много времени в галерее Фрэйзера «Индика» (существует мнение, что Пол Маккартни способствовал знакомству Йоко Оно и Джона Леннона), помогая в подготовке к проведению выставки и делясь своим энтузиазмом. Он начал коллекционировать картины сюрреалиста Магритта, чьё влияние отразилось на его будущих работах.
Начиная с 1983 года Пол обзавёлся студиями на юге Англии и США, где стал активно изучать основы живописи. «Когда мне исполнилось 40, я решил кое-что изменить в своей жизни, поэтому я стал рисовать» – рассказывал сэр Пол.
В его работах также можно найти и влияние американской школы Абстрактных Импрессионистов – форма живописи, которая является наиболее богатой красками и эмоциональна. Знаменитый художник Виллем де Куннинг, абстрактный импрессионист, был близким другом Пола, оказавшим на него огромное влияние.
Общение с художником побудило Маккартни покупать палитры и кисточки. На протяжении 18 лет Пол тщательно хранил свой секрет. Он всегда боялся критики в адрес своих работ, потому что существовала проблема пересечения в них различных стилей. На протяжении 15 лет он написал более 500 полотен.
В 1995 году Вольфганг Зуттнер (Саттнер), заведовавший культурными событиями в округе Вестфалия и являвшийся поэтому человеком с многолетним опытом в организации выставок, первым познакомился с ещё одной стороной таланта Пола.
За время многократных визитов в студию художника он увидел полное собрание его работ. В 1999 году с 1 мая по 25 июля на художественном форуме «Lyz» были показаны лучшие работы Пола Маккартни. «Он был первым человеком, интересовавшимся мной не из-за того, что я был битлом. Он интересовался картинами как картинами, а не как моими картинами» - позднее признавался Пол.
Первая британская выставка художественных работ Пола Маккартни была открыта в Бристоле в галерее Арнольфини в октябре 2000-го. В представленных 70-ти работах, написанных в период с 1988 по 1994, Пол продемонстрировал множество стилей. Кивая в сторону критиков, он в самом начале выставки сказал: «Если люди думают, что это шутка, прекрасно. Меня никогда особо не беспокоили критики, потому что они и так всегда ненавидят то, что я делаю».
Одна из главных художественных галерей на севере Англии «Уолкер», выставила свыше 70-ти работ. Выставка, ставшая частью празднования юбилея королевы в Ливерпуле, длилась с 24 мая по 25 августа 2002 года. Сэр Пол высказался на вэб-сайте галереи: «Я очень польщен честью быть представленным на выставке Уолкера. Джон Леннон и я проводили очень много времени в этой галерее, так что выставка моих работ в этой галерее как бы замыкает некий круг истории, и я в восторге от этого».
«Для меня это большое наслаждение», – сказал Пол репортёрам. – «Я действительно люблю накладывать краску на холст. Я также люблю и само это действо. Я создаю свои работы по ходу этого действия. Я не подвергаю их слишком глубокому анализу».
Маккартни не претендует на звание великого художника. В одном из своих ранних интервью он сказал: «Я не хочу демонстрировать всему миру, что я могу делать. И я также не пытаюсь кого-либо поразить, кроме самого себя. Я думаю, что уже и так достаточно представлен миру».
Маккартни дал понять, что не очень заинтересован мнением критиков: «Кому-то они понравятся, кому-то нет. Каждый в праве иметь своё мнение, но я никогда не читаю их. Я просто делаю это в своё удовольствие. Здесь большей частью наука и только наполовину - развлечение».
Живопись Маккартни расположена где-то между двумя полюсами – объективным реализмом и жестикулярным выражением. «Лицевые картины» могут быть выразительными портретами, двойными или групповыми портретами, но также масками и резкими карикатурами, иногда имеющими отношение к его собственной биографии. Они возмещаются «пейзажами», выражениями цветовых прорисовок частей тела или формы головы, или даже фантастические пейзажи, особенно с присутствием кельтских мотивов и символов.
Что является типичным в работах Маккартни, так это акцент больше на процессе, чем на содержании картины: художник подвержен влиянию событий, происходящих в его жизни, и не пользуется заранее разработанными концепциями. Во многих работах Маккартни «дренаж» – принцип проекта: попытка смешивания цветов, сталкивающихся друг с другом - импульс творческого процесса. Одна из его известных картин – «Большое горное лицо». В ней очень неоднозначной и образной картине, Маккартни изобретательно поддерживает баланс между реализмом и жестикуляционным экспрессионизмом. «Одна из вещей, которые я усвоил, заключается в том, что чем больше вы заклиниваетесь на одной детали, тем меньше у вас шансов достичь её понимание. Если вы будете работать лишь с материалом, то можете упустить дух творения».