Найти тему
Фонотека в кармане

YES - Mirror to the Sky, 2023 (альбом недели, часть 15)

Оглавление
YES в 2023 году
YES в 2023 году

Новый альбом группы, подобной YES это всегда камень беспокоящий тихую гладь омутов памяти фанатов. Потому что тут же пробуждаются поборники "чистоты" наследия великой группы, у которых наготове одни и те же аргументы: нет Андерсона - нет YES, нет Сквайра - нет YES, Хау выпускает сольники эксплуатируя имя великой группы, надо было закончить ещё после (вставить год или альбом).

В случае с Mirror to the Sky сюда добавляется ещё один довод: без Уайта это уже не YES.

Простите, что я уделяю этим пустым разговорам столько времени, но без них история не была бы полной.

Ну так что же у нас с Mirror to the Sky, удалось ли группе на двадцать третьем альбоме замахнуться на величие Close to the Edge или Relayer?

Нет, потому что никому не удалось стать Close to the Edge кроме Close to the Edge, вот и всё. Поэтому давайте говорить о новом альбоме YES без привязки к прошлому, ведь для кого-то именно Mirror to the Sky может стать дверью в удивительный мир группы YES.

Как правильно отметил бас-гитарист Билл Шервуд:

Я впервые полноценно работал с группой над альбомом Open Your Eyes, и это действительно была достаточно... коммерческая запись. И некоторые фанаты просто не могут это принять. И вот однажды я курил возле концертного зала Японии и ко мне подошёл 20-летний парень и сказал: Эй, ты Билли! Я люблю Yes, я недавно начал увлекаться вашей музыкой. Он сказал, что первой записью, которая привлекла его внимание, была Open Your Eyes. У каждого человека своя точки входа в мир Yes: вы входите на Open Your Eyes, а затем открываете для себя Close To The Edge.

С момента релиза прошлого альбома The Quest (2021) до нового прошло всего 19 месяцев, невероятно короткий срок по меркам YES после середины 70-х, и похоже что большая часть из текущего состава YES, а это, я напомню: Стив Хау (гитара), Билл Шервуд (бас), Джефф Даунс (клавиши), Джон Дэвисон (вокал) и Джей Шеллин (ударные), хотела бы продолжать в подобном темпе.

В их интервью часто звучат слова о новом этапе, новой главе в творчестве группы, желании делать как можно больше записей, отмечая что это важно не только для фанатов, но и для музыкантов. Более осторожен в своих прогнозах только самый пожилой участник квинтета Стив Хау, который на вопрос о наследнике Mirror to the Sky ответил, что у группы могут быть планы, а могут и не быть, и в любом случае он ничего не скажет.

В студии во время запсиси Mirror to the Sky
В студии во время запсиси Mirror to the Sky

Но в чём все музыканты уверены на 100% так это по внутренней атмосфере в коллективе.

Стив Хау:

Сегодняшний процесс создания музыки сильно отличается от 70-х. Тогда мы вечно спешили, на нас всегда оказывалось давление, но этот хаос уравновешивался высоким творческим потенциалом. Теперь же всё иначе, мы находимся в спокойной среде и имеем возможность большую часть года заниматься тем, чем любим - музыкой.

Давайте же о музыке.

Mirror to the Sky состоит из двух частей: основной (6 композиций, 47 минут) и бонусной (3 композиции, 16,5 минут). На первой к большему числу композиций приложил руку вокалист Джон Дэвисон, на второй все композиции написаны Стивом Хау.

Первой на что обращаешь внимание - хронометраж композиций. Я люблю длинные вещи группы YES, а последней таковой можно считать Subway Walls, вышедшую на альбоме Heaven and Earth (2014) или даже многочастную Fly From Here с одноимённого альбома 2011 года.

Здесь же (я беру основную часть альбома) две композиции по 9 минут и одна почти 14.

Начинается же альбом с энергичной Cut from the Stars, демонстрирующей навыки игры Билли Шервуда и дающей повод скептикам ещё раз позлословить на тему того, что Дэвисон косит под Андерсона. Удачное начало, демонстрирующее общее настроение всего альбома, которой к тому же великолепно передал Роджера Дина, создав великолепную обложку.

-3

А вот и первый продолжительный номер - All Connected. Красивая постепенно раскрывающаяся композиция, построенная по излюбленному принципу группы YES - берём несколько тем и связываем их в единое целое. Меня несколько удивило отсутствие сольных партий, но видимо так задумано. Не выдающееся, но приятное произведение.

Второе крупное произведение - Luminosity, украшенная партией Стива Хау на автоарфе. И ещё мне очень нравится финальная часть, переходящая в продолжительную коду в исполнении Хау.

А вот дальше YES на 30 секунд ступают на территорию The Rolling Stones. Когда началась Living Out Their Dream я даже проверил не сбился ли у меня проигрыватель. Композиция выбивается из общего настроения альбома, но для разнообразия - почему бы и нет.

Зато потом следует заглавный трек, и вот здесь музыканты развернулись на полную.

Стив Хау:

Джон был студии, а я просто что-то наигрывал, и он сказал мне: Это здорово, сыграй ещё раз. Потом он добавил бас и ритм-гитару, чтобы показать мне ход своей мысли. Энтузиазм Джона подтолкнул меня продолжить работу над песней.

И Стив поработал великолепно, его гитара не умолкает на протяжении всех четырнадцати минут и если бы я не знал, то не поверил бы, что это играет человек, которому уже 75 лет. Великолепная композиция со свойственным YES размахом и ощущением полёта.

Заканчивается основная часть альбома мягкой балладой Circles of Time, авторства Джона Дэвисона. Своим настроением она напомнила мне To Be Over, завершающую альбом Relayer.

Джефф Даунс и Стив Хау
Джефф Даунс и Стив Хау

А теперь немного о странностях. Где Джефф Даунс? На всём альбоме его роль сугубо вспомогательная, а клавиши в YES всегда играли одну из ведущих ролей. Видимо опыт альбома Magnification до сих пор отзывается в Стиве Хау приятным воспоминанием.

Только в первой композиции бонусного диска, восьмиминутной Unknown Place Даунс выходит из тени и вступает в музыкальную дуэль с Хау, но вступает так...скромно. Из второй части альбома эта композиция мне понравилась больше всех и я бы даже поменял её местами стоунсовской Living Out Their Dream.

Оставшиеся две композиции из бонусной части - One Second is Enough и Magic Potion не обязательные но приятные композиции от Стива Хау.

Хороший ли альбом Mirror to the Sky? Да. Хороший ли это альбом группы YES? Знающий бэк-каталог группы скорее ответит нет, потому что имя уже давно работает на зачётку, незнающий полагаю окажется менее предвзятым.

И даже учитывая то, что яркая комета YES, сияющая на небосклоне в 70-х уже скрылась за горизонтом, её разбрасывающий искры хвост всё ещё дарит нам приятные моменты.

Послушать альбом можно на Youtube, но только включив VPN.

Другие материалы о YES на канале:

Предыдущие выпуски рубрики "Альбом недели":

Альбом недели

Подписывайтесь на канал, будет интересно.