Найти тему
Культуру в жизнь!

Культура как сущность жизни

Николай Рерих. Книга мудрости. Эскиз (1924?)
Николай Рерих. Книга мудрости. Эскиз (1924?)

Человечество вышло из детства. В нём накоплены знания и опыт. Интеллект человечества вырос. Решаются сложные технические и технологические задачи. Но ин­теллект противопоставил себя внутренней сущности чело­века, его основе – духу. Временное и преходящее, пусть даже и важное, противопоставило себя вечному и неруши­мому, тому, что звучит в нашем сердце самоосознанием «Я».

Иными словами, маленькое «я», выраженное через мозг человека, заслонило Большое и Истинное «Я», прояв­ляемое через сердце. Свет духа проникает через сердце и исходит из него. «От всего сердца», «От чистого сердца», «Сердечный привет» – далеко не случайные выражения. В них безошибочно каждый человек найдёт лучшие чувства любви и света. «Всего тебе светлого», – слышим мы, и у нас на сердце проявляется теплота и радость. Сердце и Свет неразделимы. У человека врождённое чувство почи­тания и устремления к Свету, Свету незримому. В Запад­ной Европе почитание выражают словом «культ», проис­хождением своим обязанное кельтам, а вернее их духов­ным наставникам – жрецам – друидам. Именно широкое расселение по Европе кельтов и является причиной всесто­роннего распространения слова «культ».

Человек стремится к Свету, человек стремится к Красоте, человек стремится к Богу. Бог и есть Свет и Красота. Через самых Высших и лучших люди получали различные системы знаний и представлений, как прийти к Богу и в Нём жить в соответствии с Ним. И эти системы знаний нам известны как религии. Само слово «религия» происходит от латинского слова «религаре», то есть восстановление связи с Богом (лига – связь, ре – восстановление) или сама связь с Ним. В религиях заложены принципы, как обращаться к Богу и служить Ему. Иными словами, разработаны обряды и ритуалы. И благо людям, нашедшим свой путь поиска и устремления к Богу, благо всем людям, полюбившим Его!

Человечество обладает самым существенным каче­ством – разнообразием. И в этом разнообразии далеко не все люди желают и могут быть в той религии, которая пре­обладает в конкретной местности их обитания, или же во­обще не желают и не стремятся находиться в сообществе людей, связанных религией; им не по нраву вообще какие-либо ритуалы или обряды. Но они также чувствуют Бога в своём сердце и стремятся жить в мыслях о Нём. Их любовь к Богу может и часто выражается через стремление к Кра­соте. Красоту они ищут во всём и находят её нередко в своём творчестве. Да и само творчество расширяет воз­можности приближения к Красоте. Высшее творчество принято называть искусством. Искусный творец принад­лежит к искусству. Нашедший Красоту находит и Бога в себе, хотя может быть в этом не признаётся даже самому себе. Этот путь к Богу тоже имеет право на существование, хотя и кем-то будет подвергнут сомнению в качестве пути к Нему.

Ещё один путь – опытное познавание Мира. Этот путь построения картины Мира через выводы на основе обобщения опытных данных принято называть наукой. Здесь можно удовлетворяться постижением только види­мых форм и их сочетаний, и тогда такая наука будет сухой и оторванной от жизни, ибо сама жизнь проявляется через содержание форм и их объединение в Единое Целое. Жизнь и есть Бог, ибо Он присутствует везде и во всём и всё наполняет. Познание жизни есть познание Бога. И если учёный расширит границы своего познания проникнове­нием за пределы видимых форм, то он также будет на пути познавания Бога. Таким образом, одухотворённая наука, то есть та наука, которая выражается через духовное позна­ние Мира, будет третьим путём приближения к Богу и Свету в Нём.

Наконец, есть Путь сочетания и объединения двух: религии и искусства, религии и науки, искусства и науки или даже всех трёх – религии, искусства и науки. Такой Путь есть почитание Бога во всех проявлениях жизни, по­читание Света. Но мы знаем, что почитание Света есть Культура (от латинского слова Культура, то есть Культ – почитание (друидическое) и Ур – Свет, Бог Света (сан­скрит). Таким образом, Культура объединяет и сочетает религию, искусство и науку. Иными словами, она синтези­рует их (синтез – объединение) на каком-то невидимом уровне незримым и нездешним Светом. Культура – это не шутки, прибаутки и другие развлечения. Культура – это вера в Бога с выражением творчества во имя Его и опыт­ным познаванием Его во всём. Жизнь наполняется Светом и смыслом, радостью и великим оптимизмом. Никакие не­удачи, болезни, неприятности не страшны. Все жизненные установки работают на Благо, Общее Благо. Любовь к Богу отражается на любви к близким и дальним. Уважение к брату и сестре рождает уважение и любовь ко всему жи­вущему, и не будет тогда ссор, раздоров, ненависти и вражды, не будет тогда и войн. Мир Света – мир дружбы – мир без войн. Любовь к людям отражается и на любви ко всей природе. Бог в человеке и во всей природе и при любви к Нему призывает к трепетному и бережному отно­шению ко всему живущему. «Бог – сама жизнь, а жизнь во всём» – правило, которое помнит и знает почитающий Свет – человек культурный. Чтобы наступило Царство Света и добра, необходимо привнести Культуру не только в определённые учреждения или каким-то избранным лю­дям, но и в каждый дом – в каждую хижину и в каждый дворец! Культура во всей жизни – Культуру в жизнь! Эта задача и есть спасение человечества. Экономика и поли­тика вторичны. Будет Культура – будет и добрая воля! Бу­дет добрая воля – будут лучшие решения в экономике и политике! В противном случае не следует ждать правиль­ных решений. Там, где корысть, там и зависть, ревность и ненависть. Но людям нужна любовь, людям нужен Свет. Да будет Свет! Пусть будет Культура! Культуру в жизнь!

Где, кому и в каких случаях важно и необходимо прививать Культуру? Всегда и везде: в семье, по месту жи­тельства, на работе, в государственных учреждениях и об­щественных местах. Как? Соизмеримо. Нельзя кричать и навязывать, но предлагать и начинать с малых дел и малых форм, постепенно, но непреложно. Где следует особенно поспешить? Там, где молодое поколение. И чем раньше начнётся вовлечение в культурное действо, тем плодо­творнее. Но никогда не будет поздно начинать постигать культурные основы, даже в самом преклонном возрасте. Так утвердим вечность жизни! И эта жизнь наполнится особым смыслом радостного, безграничного познавания.

Возможно, кто-то скажет, что нет необходимости да­вать понятие, а тем более определение Культуры. Объяс­няют это познанием Культуры интуитивным путём, а кому недоступно такое состояние, то им и нет необходимости пояснять. Не будем настаивать, но тем не менее хотелось выразить следующие соображения.

Во-первых, нередко, а лучше сказать, чаще всего, само понятие Культуры путают с понятием цивилизации. Именно отсюда происходит отождествление с Культурою некоторых видов деятельности интеллектуального и эмо­ционального характера, направленных не на улучшение жизни, а чаще на развлечения (танцы и музыка, вызываю­щие низменные чувства; книги, то есть литература, направленная на вызывание интереса и решение задач эго­истического характера и т. д.).

Во-вторых, для того и существует Культура, чтобы Красотой своей и Светом пробуждать сердца и звать в бу­дущее, к знаниям, к улучшению жизни, то есть к тому са­мому Свету, сущностью которого она сама и является.

В-третьих, само слово Культура является зовущим и взыскующим магнитом, который сам по себе является сущностью восхождения. Среди тех, кто будет предостере­гать о необходимости редкого упоминания Культуры, бу­дут не только противники её, но и друзья, и нередко сами деятели Культуры с многолетним профессиональным ста­жем. Эти деятели, многообразованные и многоопытные не однажды сталкивались с трудностью восприятия понятия Культуры и отрицания этого высокого слова. Но и в этом случае мы должны, в качестве хотя бы гипотезы, предло­жить рассмотреть причину, по которой не было воспри­нято понятие Культуры.

Обратите внимание: пишется не «культура», а «Куль­тура», то есть тем самым мы предлагаем понимать её как исходящую из Высшего Мира, Мира Незримого и Беспре­дельного, Сокровенного и Всевмещающего. В Нём про­стота и Тайна, Красота и Знание. В Нём содержится всё самое влекущее и зовущее.

Культура – выражение синтеза трёх видов человеческой деятельности: религии, искусства и науки.

Культура – почитание Света, как синтез науки, религии и искусства, уже включает в себя и науку. Культура есть выражение духа, и потому её оценка может производиться только через дух. Даже одухотворённая наука, как в случае с искусствоведением, не может выразить Культуру, так как является только частью её.

Олег Чеглаков из книги «Культуру в жизнь!»