Это был последний сезон моих полевых работ, поскольку экспедиция начала сворачивать все работы в регионах из-за недостатка финансирования. Но нам удалось «выбить» этот сезон для завершения работ. Я, будучи уже умудренным жизнью практиком, выбрал для работ сплавной маршрут по шикарной сибирской речке Муна, от ее среднего течения до устьевой части, где она прорезала пойму реки Лена, являясь ее левым притоком ниже поселка Жиганск.
Я же хочу упомянуть о эпизоде, случившемся при этом сплаве. Для него я отобрал 4 понтона 500-ки и закрепил их этаким четырех угольным катамараном, чтобы груз можно было укладывать не только внутрь лодок, но и на внутренние соприкасающиеся борта. Нас было четверо с половиной: я, моя помощница техник Нина Головлева и два рабочих. Половинкой был 12-летний сын Нины, которого она взяла на лето с собой.
Так вот, сплавляемся мы потихоньку по реке. Течение было настолько медленное, что приходилась все время грести веслами, И вдруг Нина вскрикнула:
— Медведь!
Я, сидя на носу лодки впереди, обернулся. Взрослый медведь вышел из леса по левому берегу реки и направился к воде. Я, не долго думая, схватил карабин и побежал к нему. Бегу, скрываясь в рытвинах речной косы, чтобы он меня не заметил и стараясь сохранить дыхание. А про себя думаю: на дворе август месяц, шкура должна быть уже хорошей зимней! И фОра у меня есть: пока он на другом берегу, да пока будет реку переплывать, я успею несколько раз выстрелить…
И вот бегу, высовываясь и наблюдая, где он. А он прямиком уже к воде подошел. И вдруг из леса высыпались три медвежонка! Медведица! Это же совсем другой случай. Не буду же я в медведицу стрелять… Не положено! Закон тайги! А сам бегу…
Какого черта я бегу? — спрашиваю сам себя. А сам бегу…
А она уже на середине реки, да все быстро так происходит… Вот она уже из воды выходит… И куда она так торопится? Видно хочет побыстрее преодолеть это открытое пространство… А кого ей бояться? Ведь врагов у нее здесь, в этой глуши нет. Только человек. Может и был какой опыт от встречи с ним, С таким же ненормальным, вроде меня… А я все бегу к ней. Зачем? Какой леший меня гонит?
Вот она уже на середине моей косы на правом берегу. И медвежата шустро так вслед за мамкой переплывают…
И вот я добежал наконец. До нее метров 50! О фОре уже и говорить не приходиться! И ощутил я себя перед ней словно голенький стою. Карабин в моих руках, что палка… Пуля прошьет ее насквозь, но раненая, да еще защищая медвежат, она успеет разорвать меня в клочья…
У меня холодок пробежал по телу. Тало как-то неуютно рядом с ней. И я повернулся и пустился наутек, прячась по рытвинам и думая — только бы не заметила! А она вошла в высокую густую чащобу тальника, запыленную паводками и с заплетенными ветвями. И хоть бы веточка хрустнула!
Я бегу от нее и все думаю, когда же я до лодок доберусь? Бегу, бегу… Ну, наконец-то, вижу головы над бровкой и любопытные взгляды. Напряжение во мне спало, испуг прошел… На любопытные взгляды только сказал:
— Медведица!
Этим объяснялось все.
Это как в фильме «Белое солнце пустыни» — «Да гранаты у него не той системы»!
Так зачем же я бежал? Что толкало меня? Я часто задавал себе этот вопрос. И только когда заговорили о адреналине у человека, я понял в чем дело! Только неясно - избыток его был у меня или нехватка!
= = = = = = = = = =