Во время обсуждения фильма Андрея Сергеевича Смирнова "За нас с вами" ( заблокирована Дзеном за язык вражды, а вернее за упоминание в заголовке имени Чубайса, он же памятник до сих пор)
многие наши читатели сравнивали эту кинокартину с фильмом 1998 г., снятым Алексеем Юрьевичем Германом "Хрусталев, машину!" При этом сравнение шло по линии - какой из фильмов более мерзостный, смирновский или германовский. Фильм "Хрусталев, машину!" я посмотрел еще в 1999 г., как только он появился на видеокассетах. Страна этот фильм ждала. Свой предыдущий фильм "Мой друг, Иван Лапшин" Герман снял в 1982 г., на экраны он вышел в 1985 г.
Как считается, "Лапшин" один из лучших фильмов позднесоветской эпохи. Создатели фильма были награждены в 1986 г. Государственной премией РСФСР. После стольких лет острых отношений Германа с киноначальством, наконец-то, к нему пришло признание и на официальном уровне. Герман был очень доволен, с глубоким удовлетворением отзывался о своем фильме и особенно о главном герое - начальнике уголовного розыска провинциального городка Унчанска Иване Лапшине. Правда, через пятнадцать лет о Лапшине Герман сказал совершенно другое.
И герой другой: дурак, но надёжный, верный. Другом его иметь хорошо, но встречаться надо пореже... Он и жертва, и палач одновременно. Сам создал тот режим, который его убил. Он болен, и у него случаются припадки, в которые он чувствует: что-то не так. Но усомниться для него – это умереть. Он как муравей: умрёт без муравейника. Он наивнее: в тридцатые годы они все думали, что владеют ключами от счастья, а ничем не владели: это была ложная идея...
Нет, я не осуждаю режиссера все течет, все меняется. Осознал человек, постиг истину, и почему бы и рассказать ее всем. Но фильм, где главный герой дурак, именно он придал Герману широкую популярность в узких кругах, и в первую очередь именно из-за него режиссера практически официально причислили в конце 80-х к "гениям" вместе с Кирой Муратовой и Александром Сокуровым. Других для советского зрителя "гениев" на тот период под рукой не нашлось.
И вот советский, а затем и российский кинозритель в течении почти 15 лет ожидал, когда же "гений" Алексей Юрьевич Герман сотворит новую "нетленку". Ждать пришлось долго, с 1985 по 1998 г. До народа доносились восхищенные отзвуки из кинематографических кулуаров, что снимается что-то необыкновенное. И вот фильм готов, никто его не видел, так как его уже ждет Каннский кинофестиваль. Ждут его там с нетерпением, чтобы сразу же, не глядя, вручить "Золотую пальмовую ветвь". Первый и последний раз этот приз за лучший фильм советский кинематограф завоевал тридцать лет назад, и мимо которого 4 года назад пролетел "наш Никита Сергеевич" с душещипательным боевиком "времен культа личности".
И вот новый поход за "золотом Канн", и опять боевик "времен культа личности", а другого у нас тогда и не снимали - "менты", проститутки и "культ личности". Но случился редчайший случай полного, абсолютного провала фильм. Очень редко в Каннах так проваливались фильмы, да еще и те, которым заранее предсказывалась победа.
Российский зритель ждал полной победы, ведь его же убедили, что "гений" снял "гениальный" фильм, что главный приз уже пакуют для отправки в Москву. Но вдруг ложа прессы уже с 15 минуты конкурсного показа стала пустеть, и спустя час там не осталось ни одного человека, в том числе и российских кинокритиков. А за прессой потянулись и зрители. Что же такое случилось?
А оказывается народец среди зрителей не тот попался. Получивший такой афронт Герман так объяснял случившуюся катастрофу.
...Потому в Каннах фильму не оказалось места: не страдать же туда приезжает кинолюд и не сострадать. Да и председателем жюри был Мартин Скорсезе. Было совершенно ясно, что он мне ничего не даст… Я бы, правда, ему тоже ничего не дал... Какие-то вещи, которые мы второпях или по высокомерию не разъяснили. Нам казалось, что всё абсолютно ясно, а оказалось, что французы, например, про нас вообще ничего не знают.
Например, мы долго искали Берию. Нашли на Кавказе очень похожего человека. Долго учили его на артиста, потому что он был певец. Придумали: вот такой Берия. Может, он был другой – откуда я знаю? А оказалось, что из десяти французов девять вообще не знают, кто такой Берия. Я запросто мог пригласить любую женщину на эту роль. Со Сталиным я тоже путался: мне надо было, чтоб он был НЕ похож и похож одновременно...
Конечно, если бы в течение трех или четырех лет подбирали бы таких членов жюри, которые давали бы премии таким фильмам, как "Хрусталев", то Каннского фестиваля уже не было бы.
А председатель жюри Мартин Скорсезе, честно признался:
Я же не мог дать приз фильму, в котором совершенно ничего не понял.
Наша "творческая общественность" срочно бросилась спасать, то, что заранее определила в "последний киношедевр ХХ века", достойный "пера" Феллини, Росселини, Бергмана, Годара. А также Босха и Брейгеля. Ну, если это современный "Босх" и "Брейгель", то куда же нашей "творческой" интеллигенции деваться. Выскажешь малейшее сомнение - назовут дураком безграмотным, примитивным "совком". Поэтому, как говорится: "Сеня, лопни, но держи "фасон". Так и держат до сих пор - "Босх" и "Брейгель", и не меньше. И надавали "Хрусталеву" вагон и маленькую тележку "Ник" и "Золотых овнов".
А рядовой то зритель никаких Босхов и Брейгелей и не знает. Ему "Утро в сосновом бору" или "Утро стрелецкой казни" родней и ближе. Наше, русское, а не шизофрения западных извращенцев. Потому и отношение к фильму у зрителя, в отличие от "профессионального сообщества", мягко говоря, прохладное. Главная претензия - не понятно о чем фильм. И почему наш зритель должен быть глупее Скорсезе.
Действие развивается в бешеном темпе, герои носятся как электровеники и что-то невнятное бормочут себе под нос. И понимаешь зрителя в Каннах, который уже с 15 минуты начал уходить из зала. Кто же такое издевательство выдержит в течение двух с половиной часов, что длится фильм.
И ведь Герман сделал это специально.
– Это кино может быть понятным, может быть непонятным, но мы настаиваем на том, что оно – понятное. Кино для меня – искусство пластики, выразительности лиц, игры. Потому и такой звук. Задача у меня стояла такая, – чтобы звук переходил в шум. Так что это специально: такое месиво звука...
Вот и у нас, как в Каннах, народец "не тот" оказался. Не понимает, что перед ним шедевр "искусства пластики", что внятная речь героев необязательна, достаточно "интершума". С внятной речью и дурак все поймет, а вы подтягивайтесь до мирового уровня, обходитесь "пластическими решениями".
Вот и я с очень большим трудом, с третьей попытки, досмотрев до конца фильм, много чего не понял. Нет, то что "зэки-козлы" почему-то по "беспределу" насилуют в "автозаке" советского генерала - это понятно. Но по какой причине пошли на этот "беспредел", за который и ответить по их воровским "законам" придется - нет. Дальше понятно и со смертью Сталина - даже тираны помирают в собственных экскрементах. И с финальными сценами понятно - свободным в СССР может быть только беглый каторжник. А вот что нам пытаются показать предыдущие полтора часа - не очень.
И потому, как посмотрел фильм в 1999 году, так больше его и не пересматривал. Какое-то физиологически-омерзительное впечатление он оставил своим совершенно не обязательным натурализмом и примитивными идеями антисоветизма и антисталинизма. И больше жажды посмотреть фильм не появлялось.
Но вот решил устранить "пробелы в образовании" и выяснить, что же там все-таки в фильме происходит. Видно, не дорос еще в своем развитии обходится при просмотре фильма только "интершумом" и " пластическими образами", диалоги хочется понять и кто там, зачем и почему. И обратился к сценарию. Так вот - сценарий этого фильма шедевр не шедевр, но замечательное произведение. Виртуозное смешение жанров - комедий абсурда и нравов, крутого детектива, ну и кусочек "Босха" с "Брейгелем" в наличии.
И действительно, мог бы получиться " последний шедевр ХХ века", как минимум выдающийся фильм, все-таки в режиссерском мастерстве Герману не откажешь, если бы только он умел экранизировать свои замечательные сценарии для зрителей, а не для себя любимого и узкого круга "творческой интеллигенции", которая любое "дерь...о" априори признает "гениальным".
В общем, это была преамбула, а амбула, где все непонятки фильма будут раскрыты и расследованы - во второй части.
Вот оно продолжение.